Глава с благодарностями и пояснениями
11.02.2018
Адреса виноградарей разных регионов
11.02.2018

Встречные пожелания мастерам

Поучая других, помни: если все с тобой согласятся,
тебе нечего станет делать!

Дорогие знатоки, мастера, подмастерья, мэтры и маэстры!

Мы ведь хотим не просто саженцы продать. Мы хотим, чтобы люди узнали хорошие сорта и научились их выращивать, верно?.. Тогда давайте сделаем шаг навстречу новичкам.

 Вряд ли вы можете вспомнить, как когда-то впервые захотели посадить виноград. Но всё же попытайтесь. Чайники могут присылать очень странные письма и вопросы — но они всегда верят в то, что пишут. Надеюсь, эта книга поможет им писать более дельно. Но и вы можете сделать многое, чтобы переписка стала для них полезнее, а для вас — быстрее и проще.

1. Вы безусловно можете не отвечать на письма без обратного конверта, как и на письма, которые вам не понравились. И всё же будьте по возможности снисходительны. Человеку важно знать, что он услышан. Ответить, завершить общение – знак человечности. Если ответить нечего или некогда – так и напишите. Если ответом служит пара фраз или адрес, не стоит возиться с конвертом. Для кратких ответов я покупаю сразу сотню простых почтовых карточек. Хватает надолго!

2. Ваши ответы на самые типичные вопросы легко оформить в виде небольшой статьи, по пунктам, желательно с рисунками. Чаще спрашивают о посадке, формировках, защите от болезней. Опишите свои способы на одном-двух листах – и размножьте, как каталог сортов. Не придётся каждый раз писать повторы. Останется ответить на конкретные вопросы.

3. Ещё чаще спрашивают о сортах. Мастера высылают каталоги с характеристиками сортов. Причём каждый мастер приводит свой набор данных, как правило – неполный. У кого-то нет устойчивости, у кого-то – величины ягоды,  кто-то упускает морозостойкость. Поверьте, такая неполнота – против вас. «Так-с, отличные грозди — посмотрим, насколько он устойчив!  Вот те раз — а где же устойчивость?..» Первое ощущение: «Ага, поленился описать свой товар! Что-то скрывает, хитрит! Да знает ли он сорта?..  Может, перекупает саженцы?» — и человек, не знакомый с вами лично, напишет тому, у кого каталог полнее. Полнота данных – признак честности.

4. Но табличный каталог — сам по себе проблема. Каким бы полным он ни был, для новичков он – как для коровы компьютер. Они ведь ни разу не видели этих сортов в живую. Понятия не имеют о баллах устойчивости. Не знают, гроздь в 600 г – это много или мало? Не могут представить «ягоды по 7-9 г» — они их не взвешивали! Прошу вас учесть: набор цифр вызывает у любого новичка только растерянность и замешательство. Факт: обычный каталог не помогает новичкам выбирать сорта. 

Будь я мастером-коммерсантом, я вместо таблицы описал бы сорта обычным, человеческим языком. Особое внимание уделил бы реальному поведению сортов в нашем районе: как опыляются, завязываются, болеют, как вызревают, как лучше нагружать, укрывать. Например, кроме «устойчивость – 3,5 балла», написал бы: «В обычное лето требует двух обработок системным фунгицидом, а примерно раз в 4 года, в мокрое лето – трёх-четырёх обработок. От оидиума нужно защищать только в мокрый год. Серой гнили не наблюдал». Или морозостойкость: «Переносит морозы до –27°С. В обычный год нормально зимует на беседке без укрытия, но раз в 5-6 лет глазки и часть лоз вымерзают. Для гарантии урожая достаточно самого лёгкого укрытия». Такое описание – жест внимания к людям. Оно рождает доверие к мастеру, понятно всем и помогает сделать выбор.

5. Пожалуйста, не скрывайте своих интересов. Поместите в конце каталога несколько строк о том, чего вы хотите, а чего – нет. Например: «Моя коллекция открыта для посещения с начала августа по середину октября. Прошу не приезжать без предварительного звонка. По почте саженцы и черенки не рассылаю. Консультировать в письмах могу только зимой». Такая конкретность и открытость – забота о клиентах, и всегда вызывает уважение.

6. Как и описание вашей технологии, вам пригодится размноженный список адресов ваших коллег, которые не будут против такой переписки

7. И последнее. Точно знаю: многие мастера ругают коллег за то, что получают от них по почте не те сорта, которые заказывали. Уверен: зря ругают!

Дорогие мэтры! Многие из вас чрезвычайно не молоды; времени осенью в обрез, работы – тьма. Время сейчас заполошное, и далеко не каждый может отказать себе в заработке. Тем более, что чайники всё равно не различают сортов – лишь бы получше, а если просят неустойчивую Жемчужину Молдавии, лучше заменить на Томайский — хоть от болезней не сгорит. Иначе говоря: кто НИКОГДА, ни разу в жизни, не перепутал и не заменил НИ ОДНОГО черенка – пусть первым бросит в меня камни.  Кубометра три. Пойдут на фундамент под баньку! 

Чем уповать на честность, подумайте: что вы сами сделаличтобы предотвратить подмену? Вот что сделал бы я. 1. Сначала установил бы общение с коллегой, нашёл общие взгляды, подружился – или отказался. Пара писем уже достаточно говорит о человеке. 2. Заказывал бы с открытыми картами: «Думаю, мы в одном цеху. Посему очень прошу: если указанных сортов нет или Вы не уверены в их подлинности, так и напишите. В случае пересортицы я обязательно предупрежу всех своих знакомых виноградарей, что вы с заказами неаккуратны». Такая честная позиция как минимум заставит задуматься. 3. Есть только один способ, гарантирующий сортность на 100%: лично срезать черенок с куста, который вы уже знаете. Посему, ездить за черенками во многих случаях дешевле. Во всяком случае, в пределах своей зоны. Самые серьёзные мастера именно так и делают.

…Ну вот, теперь можете браться за перо!

Комментарии закрыты.