ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
19.12.2017
ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ОЧЕНЬ КОНКРЕТНО!
19.12.2017

ИГОЛКА В СТОГЕ СЕНА

(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)

После урока, преподанного Щетининым, я стал рьяно коллекционировать разные педагогические системы и модели, чтобы потом все их обобщить и вычленить главное – смысл педагогики. За три года набралось прилично. Стал анализировать.

Прежде всего – у кого что болит: обрисовал для себя явление духовного тоталитаризма. Кроме Шефа, ярким его представителем был художник В. В. Лубенко, автор идеи “стержневой истины”. Сюда же я отнёс сектантство, любую жёсткую идеологию и ортодоксальную религиозность.

Выписал признаки – чтоб разглядеть “врага в лицо”. 
1. Миропонимание: жизнь есть борьба добра со злом; мир плох, люди несовершенны и их надо улучшать; наше учение – единственно верное.
2. Основа системы: личность лидера.
3. Отношение к ученикам и людям: требование “чистого стакана” — отрекись от своих убеждений и прими наши; декларация элитарности и обещание спасения – “только мы на верном пути!”; культивирование образа окружающих врагов; требование верности учителю и группе, отсечение “неверных” — людей со своей позицией; использование личного психического воздействия и внушений; оперирование исключительно высокими понятиями и категориями вселенского масштаба; ритуализация жизни – культ образа, символа, обряда, поощрение внешних проявлений верности; претензии лидера на мессианство.
4. Реальные результаты учеников: моральная зависимость от личности лидера; заниженная самооценка, маскируемая верой в свою исключительность; неприятие других точек зрения, культур, систем; как следствие – узость и тенденциозность миропонимания; боязнь других людей и окружающего мира; плохая способность общаться; ослабленная способность профессионально работать и действовать.
5. Итог: все, кроме самых зависимых, оказываются предателями. Школа распадается; гибнут ценные методические находки; люди испытывают разочарование и боль.

Какая цель была у этих педагогов? Окружить себя паствой. Ну, это скорее болезнь, чем цель! Значит, педагогика может быть подавляющей или раскрепощающей.

Если веришь в самые правильные ценности, проверь: не навязываешь ли ты их? Если веришь, что твои ценности спасут всех – значит, навязываешь. А значит – подавляешь. То есть, самая прекрасная античная статуя нужна тебе только затем, чтобы раздавить ею учеников, сбросив с пятого этажа!

Вообще, личность в педагогике – главный камень преткновения. Мы привыкли, что творческая личность – основа педагогики. Но личность – и её беда! Она ведь непредсказуема, может ошибаться, менять взгляды и настроение, болеть и переутомляться. Кроме того: если для того, чтобы увлечь, зажечь, убедить личность действительно необходима, то для освоения знаний и навыков она вовсе не обязательна! Как взять от личности всё хорошее и оградить всех от её плохого настроения? Или – её саму от переутомления? Очень просто: СОЗДАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ.

Сопоставим личность и технологию.

Работа личности не тиражируется, результат строго индивидуален.
Технология тиражируема, результат воспроизводим.
Личность воссоздаёт в основном себя, технология даёт инструменты для саморазвития.
Для личности главное – процесс, для технологии – результат.
Личность воздействует психически, технология не нарушает свободу.
Личность замыкает работу на себя, а технология требует лишь точности применения.
С исчезновением личности исчезает и система. Технология продолжает работать.

“По-вашему, в педагогике не бывает конструктивных личностей?” Конечно, бывают! Но если личность не склонна воздействовать на людей и работает ради результата, она всегда пытается стать технологией. Для меня это – один из признаков конструктивности.

Смотрим дальше: развивающее обучение. Адлерская школа РО, руководимая Н.Н. Пименовой, просуществовала, кажется, девять лет. Методику создал проф. Дусовицкий на основе разработок Эльконина, Давыдова и Репкина. Это – выдающееся явление!

Смысл РО: учитель – главный в классе “дурак”. Он ничего не объясняет. Только ставит проблему, а потом недоумевает, удивляется, ошибается и задаёт кучу искренних вопросов. Ясно, что эти вопросы помогают ребятам конструировать знания. И они это делают – САМИ. В программе учтена нужная постепенность. В основе наук лежат столь ёмкие и универсальные понятия, что все знания легко выстраиваются на их основе. Например, в языке – фонема, в математике – мера. Уроки тут – искусно организованные дискуссии, полные мнений, споров, озарений и побед. Критерий истины – только опыт.

Результаты замечательные: ребята раскрепощены, занимаются с охотой, свободно выражают мысли, ценят своё мнение и ничего не принимают на веру. Как-то я с огромным удовольствием наблюдал, как они поставили в тупик английских католиков-миссионеров – просто задавая свои обычные, искренние вопросы. Они любят и умеют решать проблемы и задачи – и скучают от готовых ответов. Думать для них – естественно, безвыходных ситуаций для них нет. Учёба для них – диалог, самовыражение, творчество. В четвёртом классе они почти безошибочно пишут, не уча орфограмм, и свободно создают свои математические системы – для игр. Много читают познавательного, нестандартно мыслят. А в виде развлечения уверенно управляются с компьютерами (речь идёт о 1993 годе!), на которых издают свои газеты.

Проблема с этими ребятами была одна: попав из развивающей началки в обычное среднее звено, они дохли с тоски! Посему Пименова работала над программой РО до старших классов. Чем закончилась эта работа, я не в курсе.

Итак, педагогика может быть саморазвивающей или собщательной, то есть не развивающей.

Дальше – больше. Как мы познаём мир? Мы ползаем по нему, как блохи: у одной микроскоп, у другой лакмусовая бумажка, у третьей рулетка, четвёртая всё пробует на зуб. И каждая считает, что её метод важнее! То, что сегодня удалось найти и измерить, объявляется научной истиной. Завтра найдут другое – и опровергнут первое. Это называется “научный метод познания”.

Вот и выходим мы из школы с умом, разбитым на клетки: химический мир – это одно, мир физики – совсем другое, а история вообще не из этой области! А мир-то один. И он – цельный. На востоке это понимают и воспринимают мир непосредственно, познают интуитивно. Правы, скорее, они: у них результаты лучше. Итак, педагогика может быть дробящей, кусковой, обрывочной, а может быть синтетической, цельной. Она может быть рассудочной или чувствознательной.

Далее. В Америке после войны были несколько школ, где ребята занимались только тем, чем хотели – по своему выбору. Эти школы дали миру нехилую команду знаменитых учёных, просветителей и лауреатов Нобелевской премии.

Педагогика может исходить из наклонностей и возможностей человека, а может штамповать одинаковых умственных роботов.

Ещё у нас есть Володя Ланцберг – бард и педагог-неформал. Двадцать лет он руководил детским клубом у себя в Тюменском, под Туапсе. Ребята в 6-8 лет свободно управлялись с радиоаппаратурой и фотоувеличителями, а в 12-13 проводили выездные мероприятия (“костры”, походы, сборы) без помощи взрослых. То есть, детвора занята реальными делами, самостоятельнеет и ответственнеет на глазах, а под шумок осваивает кучу затребованных знаний.

Вот на это опыте Володя разработал школьную модель.

Школа – система неформальных клубов-лабораторий. Свобода совести, пристрастий и веры – полная. Программа – по сути, куча миникурсов ПТУ. Главная учёба – в мастерских. Знания – по ходу работы, на фоне обязательного минимума. Продвижение индивидуальное. Свобода посещения – полная.

Группу ведут двое: мастер и технолог группы. Первый занят обучением профессии, мастерству, а второй – личностями, коллективом, отношениями. Оплата педсостава, на фоне общего минимума, пропорциональна посещаемости их занятий. Ребята заняты реальным производством и сбытом, живут в реальной среде, сами решают массу школьных вопросов.

В основе учёбы – блок “тема – дело”. Цикл: одно осваивается благодаря другому. Есть сертификационные уровни: ученик, подмастерье, мастер, профи.

Это значит, что ты до результата освоил: операцию (например, замочка семян в марганцовке), рабочий цикл (подготовка семян), технологический цикл (выращивание огурцов) и производство (выращивание овощей в теплице).

Кроме профильных курсов со временем появятся творческие – их напишут те, кто что-то умеет. Курс игры на гитаре, художественного вязания, фотографии и пр. Требование – гарантия результата. Обучаются все, кто хочет: дети, персонал, родители. И – не задаром. Так школа становится центром развития и творчества для всего района.

Итак, педагогика может давать умения – или только сообщать о них.

Она может быть направлена на самопознание или во вне.

Она может поддерживать естественный темп развития – или ломать его. Учитывать естественную логику развития — или блокировать её.

И я понял: аспектов педагогики – бесконечность. Столько же, сколько и педагогов. Искать надо не здесь! Надо плясать не от нас – от детей. Саморазвитие – вот главный смысл. Нам нужны законы саморазвития!

Всё правильно: смысл педагогики – чтобы педагоги как можно раньше стали не нужны!

Суммируем то, что есть. Остаётся немного. Цель педагогики – умелый и свободный человек. Способ развития этих качеств – свободное саморазвитие. Задача педагогов:
а) создать среду и возможности для саморазвития, 
б) эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи. 
И ради Бога, не пытаться быть умнее и не лезть в души!

И это – всё, что от нас требуется.
Не верите?..

Комментарии закрыты.