На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Дело было в Азовке… Написать письмо

 

Мои новые книги

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

ДЕЛО БЫЛО В АЗОВКЕ…

В мае 89-го становится ясно, что мне надо искать другую школу. Это само по себе дико, да и мест подходящих нет. А педагогика продолжает творчески бурлить. По телевизору – очередная встреча в Останкино, с Михаилом Петровичем Щетининым. Он блестящ и чертовски заманчив. Таня и говорит: “Вот ради такой школы для наших детей я бы могла бросить всё”.

…Через сутки я бродил под грецкими орехами, которыми буквально укрыта станица Азовская, и восторженно лицезрел щетининскую школу – ЦКФЛ, центр комплексного формирования личности.

Восторгаться было чему. Двухэтажная сельская школа вся разрисована руками детей. Везде бродит какой-то приезжий народ с профессорскими знаниями. С тобой говорят о биологических аспектах танца, об истории культуры, о философии космизма. Дети строят какое-то здание, теплицу, возятся с лошадьми. Завучи со страшной деловитостью организуют всю эту суету и планируют будущее. Все уверены, что через год-два здесь будет красивый посёлок для учителей – проект уже делается в Москве.

Прилетевший через пару дней Михаил Петрович (далее – Шеф, как звал его коллектив) спросил: “Вы можете всю школьную биологию преподать за три недели?” И этим купил меня окончательно: да кто ещё, кроме меня, это сможет?! Через две недели, бросив первую очередь на четырёхкомнатную квартиру, мы переехали в турлучную хату, заросшую крапивой и увитую виноградом сплошь. Треть гектара земли окаймляла лесополоса из слив и вишен, а на покосе цвели орхидейки. Я был на седьмом небе. И началась ужасно бурная, интересная жизнь.

Эксперимент продержался четыре года. После Щетинина в Азовке образовался педагогический лицей во главе с Виолеттой Сергеевной Лукьяновой – ярким, творческим директором. Сейчас это – центр всей экспериментальной работы юга России. Мои дети, начав с ЦКФЛ и пройдя все катаклизмы, в конце концов стали лицеистами, закончили учёбу в 15-16 лет с медалями и поступили в вузы. В лицее человечно, активно, уютно и научно: используется система концентрированного обучения. То, что технологически заложил Шеф, за десять лет приведено к практичному и рабочему состоянию. Рассказывать об этом подробно – целая книга получится. Посему, ограничусь чисто педагогическими вопросами периода ЦКФЛ.

Каждый год Шеф вводил новые элементы технологии. К концу третьего года эксперимента школа потрясала своей необычностью всех приезжих. В виду большого разнообразия, аспекты наработанной технологии довольно трудно систематизировать, и я просто перечислю их в произвольном порядке.

ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ ШКОЛЫ

Декларируемая цель школы вырисовывалась из года в год, дополняясь разными образами и эмоциями. В целом картина такая. В давние времена на Земле произошёл катаклизм, и человек потерял свои божественные способности – духовность упала до нуля. Это и есть – мы. Кругом – “индустрия пустоты”, криминогенная среда, “Россия гибнет”. Образование также уничтожает интеллект и опустошает души. Мы – единственная школа, которая повернёт этот распад вспять, возродит “русский дух” и создаст настоящих, полноценных людей – людей будущего. Согласитесь, это круто.

Развитие личности мыслилось с начала до конца: в ЦКФЛ входил детский сад, школа и несколько вузов, работавших с нами по договорам.

В основе обучающего процесса - “принцип природосообразности”. Ритмика работы отталкивалась от церебральных ритмов мозга и естественных циклов, учёба учитывала смену полушарной загрузки, темп развития определяли сами ребята, куча практических дел дополняла учёбу. Природосообразность – то, что надо. Она даёт колоссальный эффект. Именно эта часть технологии заслуживает самого широкого развития и применения.

Учебный материал был напрочь пересмотрен. Вместо фактажа упор пошёл на понимание причин, смысла. Любой предмет должен был формировать общее философское мировоззрение. Его основа - Шарден, Чижевский, Циалковский, Вернадский, русские космисты и идеи Шефа. По сути, каждый предметник создал свой авторский учебный курс. Недостаток у наших курсов был один: они и близко не напоминали то, что нужно для поступления в вуз. Но у нас ведь – свои вузы. Поступление в экспериментальные вузовские группы было обещано, и мы не волновались об этом.

В основе воспитания – “закон целого”: “если элемент отсекает целое, то целое отсекает элемент”. Это называлось словами “соборность”, “общность”, “внимание на личность”. Сначала это помогало сформировать коллективы, общий дух и чувство локтя. Но уже в начале третьего года “закон целого” стал оправданием довольно жёсткого идеологического давления: кто не с нами – тот предатель. Или спасай гибнущую Россию – или уходи. Но об этом – позже.

РИТМИКА ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЁБА задумана как семилетний цикл, где седьмой год – творческая практика с защитой. Подтверждаю: при грамотном обучении семи лет вполне достаточно для полного развития, и можно смело переходить к профессиональной учёбе.

УЧЕБНЫЙ ГОД состоял из шести периодов по шесть учебных недель. Седьмой период – творческие летние каникулы. Разумно и практично.

Каникулы проводились обычно в выездном лагере, на стройке или в других делах. Шеф старался удерживать ребят в поле зрения постоянно. Месяц отлучки мог “испортить” их, пустить насмарку полгода “воспитательной работы”. Испортить - что?.. Это как-то заставляло задумываться.

ПЕРИОД – шесть учебных недель. Седьмая неделя – каникулы. Опять же, умно и практично. В каникулы редко, кто балдел. Это мог быть просто отдых, но отдыхать было некогда: авральная стройка, выезд с отрядом, репетиции или дополнительные занятия по интересам – дел было невпроворот.

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ – это ПОГРУЖЕНИЕ. Всю неделю изучается один предмет, одна наука. Шеф и стал первоначально известен, как автор метода погружений. Вообще-то, обучение большими блоками использовалось в некоторых русских гимназиях ещё в начале века. Но мы довели метод погружения прямо-таки до состояния образа жизни.

Наша неделя – это шесть дней работы и выходной. Шестой день – зачётный, итоговый. Учебных дней – пять. Каждый день – по три часа науки, разбавленные тремя часами чего-то образно-двигательного. Блок обучения – 15 часов. Это очень много – если дни и часы тоже расписаны по минутам.

УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ – шесть учебных часов. Трип из них – наука, цель погружения. Между научными часами – три “разбавочных”: музыка, изо, труды, физкультура, хореография, пение. Такой торт “наполеон”.

УЧЕБНЫЙ ЧАС – 35 минут. Опять-таки, дело в мозге. Внимание может быть направлено не больше 9 минут – дальше мозг отвлекается и внимание рассеивается.

Наш лекционный час – это 2 + 9 + 3 + 9 + 3 + 9 минут. Три блока информации по 9 минут, разбавленные паузами, чтобы мысли отвлеклись, внимание отдохнуло, а информация “упала на дно” и улеглась. Паузы – правополушарные: берёшь гитару и поёшь, или – картинки, слайды, какая-то ассана йоговская, а то и просто музыка. Внимание ребят не ослабевает до конца, и держать аудиторию очень просто. Нужно только привыкнуть к такому ритму.

Но не все часы были одинаковыми.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

Три часа науки – это информационный час, экипажная работа и отчёт.

Первый час – выдаёшь ты. Второй час – разработка и углубление выданного. Третий час – ребята выдают в ответ, отчитываются. Это очень умно. Таким образом завершается цикл общения: ты им – они тебе. И все чувствуют, что нужны друг другу. И ребята видят смысл работы.

1. ЛЕКЦИЯ, информационный час. Цель: выдать суть, основу и главные детали темы – и обязательно на фоне всплеска эмоций. Так, чтобы запомнилось, въелось в память. Это – действо, драматургия. Столы – амфитеатром. Удивить, ошарашить, растрогать, озадачить – всё годится. Надо скромно заметить, что через пару лет мы в совершенстве освоили искусство связывать травинку с космосом. Иногда мы просто “играли в бисер” - например, урок физики на философии Бердяева, или урок биологии на романтической поэзии Джебрана. Космическая философия “целого” наполняла математику и естествознание, рождалась интересная философия языка. Такие уроки вышибали слёзы у присутствующих гостей. Мы гордились этим. Хорошо проведённый информационный час – огромное удовольствие!

Половину успеха лекции могла дать ЗАТРАВКА – те самые первые две минуты. Затравка интригует, озадачивает, включает аудиторию. Это какой-то анекдот, притча, случай, проблемная ситуация. Выслушав её, народ должен стать в стойку: ну и?.. И тогда можно начинать лекцию.

ТРИ – основа цикличности. Три девятиминутки – обычно три главных аспекта темы. Любую тему можно поставить на “трёх китов”. Три – это законченность. Это легко запомнить и логически увязать. Великолепный, практичный способ выстроить материал. Не “притягивать за уши” - а просто выбрать, а если нет – выдумать три аспекта для темы. Это удобно для обучения – значит, оправданно. Ведь любой предмет можно рассматривать по-разному. Например, вся моя биология состояла из трёх блоков: “биосистема” (организм), “экосистема” (дарвинизм и экология) и “ноосистема” (человек). И никто не в праве сказать, что такая биология хуже какой-то иной.

Обычно три части лекции представляли собой разные точки рассмотрения одного общего закона. Теза – одна точка зрения, затем антитеза – другая точка зрения, и синтеза – третья: обобщение, выход на общий знаменатель. Рассмотреть что-то с разных сторон, обнажить главное – и есть циклическая подача материала. Например, общее для “био- эко- и ноосистемы” - общие законы жизни систем, законы синергетики.

Кульминация лекции – обнаружение этого общего. Философское обобщение. Небольшая пауза – осмыслить. Музыка. Всё, брысь на хореографию! Ничего не надо больше говорить: к следующему часу всё уложится в голове, как миленькое!

Умело проведённая лекция не была обучением в строгом смысле: философские изыски и чувства – дело вкуса. Но она качественно решала другую задачу – приобщения. Подробнее об этом – в главе 2.

2. ЭКИПАЖНАЯ РАБОТА. Столы сдвигаются по два, вокруг них – по 4-7 человек. Это экипажи. Обычно они сдруживаются, срабатываются и остаются надолго.

На каждый стол – лист с кучей заданий. В моём случае – проблемные ситуации, хитрые вопросы, задачки, точные определения, прорисовка схем и опор. Времени – в обрез, и народ работает. Общаться по делу разрешено. Учитель только наблюдает и помогает при затруднениях. Тут главное – успеть всех отследить, убедиться, что задания выполнены и что пассивные тоже всё поняли. Работать заинтересованы все: в конце недели – зачёт!

3. ОТЧЁТ. Мне было легко готовить этот час – опыт уже был. Отчёт – это выплеск того, что ребята наработали. Это викторина, кроссворд, решение хитрых задачек на время. Экипажи соревнуются, я с секундомером “веду шоу”, а у лидеров повышается шанс получить хороший зачёт.

Осталось сказать, что, поскольку учебников мы почти не использовали, лекция и экипажка сопровождались разными иллюстрациями, опорными схемами и рисунками. Я рисовал на доске прямо по ходу лекции – это гораздо эффективнее для понимания и запоминания.

НЕДЕЛЯ – это пять лекций. Можно дать пять разных тем. Но это будет линейная подача. Посему мы старались выстраивать материал по схеме: А-Б-С – А`-Б`-С`. Три первых дня – это три главных темы, три аспекта. Четвёртый день – как бы расширение или иное рассмотрение первого. Пятый – второго. А на зачёте обычно шло обобщение всего пройденного, как бы расширение синтезы “С”.

Не думайте, что это так трудно выстроить. Фактически, любую тему можно представить, как новую – а можно, как расширение или вариант старой. Например, эволюция – это тот же организм, но во времени. Экосистема – та же биосистема, но состоящая из разных организмов. К счастью для учителей, научное видение мира не имеет никаких чётких границ – мир един. И мы можем подавать его, как нам вздумается.

КУРС для общего образования – это три недельных погружения. Та же цикличность. Четвёртая неделя – обобщающая и зачётная. Обычно эти три недели раскидывались по трём периодам, и перерывы между ними были длинные. Тем не менее, оказалось, что ребята легко вспоминают прошлое погружение: достаточно зачитать его “краткое содержание”, как всё становится на места!

СМЕНА СЕНСОРНО-ПОЛУШАРНОЙ НАГРУЗКИ

Чрезвычайно эффективный момент технологии.

Полушария мозга отвечают за разную работу. Наука, знаковая работа – в основном левое полушарие, образы, эмоции, ассоциации – правое.

Один час – знаковый, другой – образный или подвижный. Меняется нагрузка – мозг успевает отдыхать и не устаёт. “Смена работы – это отдых”. Это так - если меняется активное полушарие. Действительно, ребята вообще не уставали к концу дня! Учитель – тоже: ведь все часы по форме разные. Казалось, можно учиться ещё столько же. И многие учились – если была нужда.

ОБУЧЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
(ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ)

Отряды набирались по интересам: физики, математики, историки, филологи, биологи.

Трёхнедельный курс для общего образования - если предмет для тебя не профильный. Так проходили биологию математики, литераторы, физики. Зато мои биологи занимались ею постоянно. Они ездили со мной по дендропаркам, работали в лабораториях, рассматривали кучу книг и узнавали фактически всё, что я сам знал и считал ценным. За два года мы освоили всю школьную биологию с кучей добавок. На экзамен ребята готовили 60 вопросов моего курса – и многие сдали блестяще. В конце второго года доцент Шуйского пединститута, биолог, пообщавшись с моими ребятами, сказал: “Дайте мне ваших самых слабеньких – это будут мои лучшие студенты”.

Учёба по интересам – очень разумная идея. Однако, даже такой уровень понимания предмета не давал ребятам шансов поступить – вузы требуют зубрёжки учебников, а на понимание им начхать. Кроме того, три недели языка или математики – явный тупик. Мы оставили по шесть недель, но и этого было мало. Эти базисные, навыковые предметы требуют постоянной тренировки. Мы не успели отработать этот момент, но я уверен, что он решаем.

РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОТРЯДЫ

Один этот момент создал в школе колоссальный энтузиазм в учёбе и поднял всем настроение.

Самое страшное в классно-поурочной системе – запрет на свой темп продвижения. “Слабые” – это те, кого гонят, не давая разобраться. Да они не слабые вовсе! Они просто всё делают не так быстро. Ещё страшнее, что сильных, способных – тормозят. Вот они начинают конкретно с тоски дохнуть – а иногда и дуреть. Шеф снял этот запрет: критерий продвижения в учёбе – не возраст, а способности!

И отряды быстро стали разновозрастными. Осталось только деление на младшую и старшую параллель. Можно было ходить на нужные погружения в другие отряды. Если, например, биолог на отлично сдал общеобразовательный курс по истории или физике, он имеет пятёрку в аттестате и может больше не посещать эти предметы.

Крайность?.. Посмотрим.
1. Освободившееся время он не дурака проваляет, а потратит на что-то более важное для себя – химию, биологию, какую-то практику.
2. Кто сказал, что обычная школа ставит пятёрки за какие-то реальные знания?
3. Кто сказал, что справочный материал школьных учебников – лучше, чем яркое, концептуальное понимание сути предмета?

В общем, и тут можно найти оптимальное решение. Кстати, на деле мало кто отказывался от повторных общеобразовательных циклов: через год погружения менялись, совершенствовались, и их снова было интересно проработать.

Через два года ребята начали с удовольствием заканчивать школу в 14-15, а некоторые даже в 13 лет. И поступали в наши договорные вузы – и учились довольно успешно. Программа была наша, адаптированная, но доценты и профессора, работающие с нашей детворой, не жаловались. Трудности были только в том, что некоторые студенты ещё на научились быстро писать и работать с литературой. Но эта проблема вполне разрешима – нужно только сделать больший упор на языковые навыки.

Ранних студентов было около трети. Ещё треть - бывших отстающих - спокойно и не торопясь сдавала зачёты на средний балл и училась до конца. Их никто не торопил. Эти ребята проявляли себя в разных практических делах, коих всегда было достаточно.

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЁБЫ

Оно было простым: зачёт в конце недели.
В маленьких журналах отмечалась только посещаемость – чтобы знать, кто болел или был занят чем-то другим. Дневников и оценок не было. Ребята не дёргались, не боялись наказаний или вызова к доске. Они раскрепостились и быстро захотели учиться!

Зачёт – вообще разумная форма оценки. Отработал погружение – покажи, что наработал. Однако, тут многое зависит от учителя. Если ты ставишь оценки за “старание” или по доброте своей душевной – никто не будет работать всерьёз!

Чтобы снять психологический шаблон, зачёт оценивался не оценками, а уровнями. Третий уровень – высший, второй – средний, первый – низший. Но первый уровень не означал “трояк”, а означал – “сдал зачёт”, так же как и другие уровни. Сдал – на своём уровне, по-своему. Тут как бы учитывались особенности ученика. Позже многие вернулись к привычному шаблону, и уровни стали означать оценки. Но те, кто понял разницу – выиграли.

Важно чётко обозначить для себя, за что какой балл будешь ставить. Первый уровень – если ученик знает все определения. Второй уровень – если может объяснить все процессы. А третий – если на зачёт мне приносят собственный графический концепт (обобщающий схематический рисунок) всего погружения, и защищают его устно. А если и определений не знает? Тогда просто незачёт. Хочешь – пересдавай, а хочешь – жди следующего года. Всё это объявляется ребятам в самом начале погружения. Третьих уровней было достаточно!

На зачёте я весел и неподкупенен. Никто не может сдать зачёт за красивые глазки. Некоторые пробуют кокетничать. С той же улыбкой, со всей своей симпатией отправляю таких на переподготовку. Без обид! Личная симпатия и учебный результат – как удав и кролик. Они должны быть выражены максимально, но строго раздельно! Смешать их – перечеркнуть весь смысл работы.

На третий год, когда идеология достигла апогея, Шеф принимал экзамены очень тенденцоизно: явно завышал оценки за “духовность”. Но это – отдельная история.

< Назад Далее >

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске