На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Иголка в стоге сена Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

ИГОЛКА В СТОГЕ СЕНА

После урока, преподанного Щетининым, я стал рьяно коллекционировать разные педагогические системы и модели, чтобы потом все их обобщить и вычленить главное – смысл педагогики. За три года набралось прилично. Стал анализировать.

Прежде всего – у кого что болит: обрисовал для себя явление духовного тоталитаризма. Кроме Шефа, ярким его представителем был художник В. В. Лубенко, автор идеи “стержневой истины”. Сюда же я отнёс сектантство, любую жёсткую идеологию и ортодоксальную религиозность.

Выписал признаки – чтоб разглядеть “врага в лицо”.
1. Миропонимание: жизнь есть борьба добра со злом; мир плох, люди несовершенны и их надо улучшать; наше учение – единственно верное.
2. Основа системы: личность лидера.
3. Отношение к ученикам и людям: требование “чистого стакана” - отрекись от своих убеждений и прими наши; декларация элитарности и обещание спасения – “только мы на верном пути!”; культивирование образа окружающих врагов; требование верности учителю и группе, отсечение “неверных” - людей со своей позицией; использование личного психического воздействия и внушений; оперирование исключительно высокими понятиями и категориями вселенского масштаба; ритуализация жизни – культ образа, символа, обряда, поощрение внешних проявлений верности; претензии лидера на мессианство.
4. Реальные результаты учеников: моральная зависимость от личности лидера; заниженная самооценка, маскируемая верой в свою исключительность; неприятие других точек зрения, культур, систем; как следствие – узость и тенденциозность миропонимания; боязнь других людей и окружающего мира; плохая способность общаться; ослабленная способность профессионально работать и действовать.
5. Итог: все, кроме самых зависимых, оказываются предателями. Школа распадается; гибнут ценные методические находки; люди испытывают разочарование и боль.

Какая цель была у этих педагогов? Окружить себя паствой. Ну, это скорее болезнь, чем цель! Значит, педагогика может быть подавляющей или раскрепощающей.

Если веришь в самые правильные ценности, проверь: не навязываешь ли ты их? Если веришь, что твои ценности спасут всех – значит, навязываешь. А значит – подавляешь. То есть, самая прекрасная античная статуя нужна тебе только затем, чтобы раздавить ею учеников, сбросив с пятого этажа!

Вообще, личность в педагогике – главный камень преткновения. Мы привыкли, что творческая личность – основа педагогики. Но личность – и её беда! Она ведь непредсказуема, может ошибаться, менять взгляды и настроение, болеть и переутомляться. Кроме того: если для того, чтобы увлечь, зажечь, убедить личность действительно необходима, то для освоения знаний и навыков она вовсе не обязательна! Как взять от личности всё хорошее и оградить всех от её плохого настроения? Или – её саму от переутомления? Очень просто: СОЗДАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ.

Сопоставим личность и технологию.

Работа личности не тиражируется, результат строго индивидуален.
Технология тиражируема, результат воспроизводим.
Личность воссоздаёт в основном себя, технология даёт инструменты для саморазвития.
Для личности главное – процесс, для технологии – результат.
Личность воздействует психически, технология не нарушает свободу.
Личность замыкает работу на себя, а технология требует лишь точности применения.
С исчезновением личности исчезает и система. Технология продолжает работать.

“По-вашему, в педагогике не бывает конструктивных личностей?” Конечно, бывают! Но если личность не склонна воздействовать на людей и работает ради результата, она всегда пытается стать технологией. Для меня это – один из признаков конструктивности.

Смотрим дальше: развивающее обучение. Адлерская школа РО, руководимая Н.Н. Пименовой, просуществовала, кажется, девять лет. Методику создал проф. Дусовицкий на основе разработок Эльконина, Давыдова и Репкина. Это – выдающееся явление!

Смысл РО: учитель – главный в классе “дурак”. Он ничего не объясняет. Только ставит проблему, а потом недоумевает, удивляется, ошибается и задаёт кучу искренних вопросов. Ясно, что эти вопросы помогают ребятам конструировать знания. И они это делают – САМИ. В программе учтена нужная постепенность. В основе наук лежат столь ёмкие и универсальные понятия, что все знания легко выстраиваются на их основе. Например, в языке – фонема, в математике – мера. Уроки тут – искусно организованные дискуссии, полные мнений, споров, озарений и побед. Критерий истины – только опыт.

Результаты замечательные: ребята раскрепощены, занимаются с охотой, свободно выражают мысли, ценят своё мнение и ничего не принимают на веру. Как-то я с огромным удовольствием наблюдал, как они поставили в тупик английских католиков-миссионеров – просто задавая свои обычные, искренние вопросы. Они любят и умеют решать проблемы и задачи – и скучают от готовых ответов. Думать для них – естественно, безвыходных ситуаций для них нет. Учёба для них – диалог, самовыражение, творчество. В четвёртом классе они почти безошибочно пишут, не уча орфограмм, и свободно создают свои математические системы – для игр. Много читают познавательного, нестандартно мыслят. А в виде развлечения уверенно управляются с компьютерами (речь идёт о 1993 годе!), на которых издают свои газеты.

Проблема с этими ребятами была одна: попав из развивающей началки в обычное среднее звено, они дохли с тоски! Посему Пименова работала над программой РО до старших классов. Чем закончилась эта работа, я не в курсе.

Итак, педагогика может быть саморазвивающей или собщательной, то есть не развивающей.

Дальше – больше. Как мы познаём мир? Мы ползаем по нему, как блохи: у одной микроскоп, у другой лакмусовая бумажка, у третьей рулетка, четвёртая всё пробует на зуб. И каждая считает, что её метод важнее! То, что сегодня удалось найти и измерить, объявляется научной истиной. Завтра найдут другое – и опровергнут первое. Это называется “научный метод познания”.

Вот и выходим мы из школы с умом, разбитым на клетки: химический мир – это одно, мир физики – совсем другое, а история вообще не из этой области! А мир-то один. И он – цельный. На востоке это понимают и воспринимают мир непосредственно, познают интуитивно. Правы, скорее, они: у них результаты лучше. Итак, педагогика может быть дробящей, кусковой, обрывочной, а может быть синтетической, цельной. Она может быть рассудочной или чувствознательной.

Далее. В Америке после войны были несколько школ, где ребята занимались только тем, чем хотели – по своему выбору. Эти школы дали миру нехилую команду знаменитых учёных, просветителей и лауреатов Нобелевской премии.

Педагогика может исходить из наклонностей и возможностей человека, а может штамповать одинаковых умственных роботов.

Ещё у нас есть Володя Ланцберг – бард и педагог-неформал. Двадцать лет он руководил детским клубом у себя в Тюменском, под Туапсе. Ребята в 6-8 лет свободно управлялись с радиоаппаратурой и фотоувеличителями, а в 12-13 проводили выездные мероприятия (“костры”, походы, сборы) без помощи взрослых. То есть, детвора занята реальными делами, самостоятельнеет и ответственнеет на глазах, а под шумок осваивает кучу затребованных знаний.

Вот на это опыте Володя разработал школьную модель.

Школа – система неформальных клубов-лабораторий. Свобода совести, пристрастий и веры – полная. Программа – по сути, куча миникурсов ПТУ. Главная учёба – в мастерских. Знания – по ходу работы, на фоне обязательного минимума. Продвижение индивидуальное. Свобода посещения – полная.

Группу ведут двое: мастер и технолог группы. Первый занят обучением профессии, мастерству, а второй – личностями, коллективом, отношениями. Оплата педсостава, на фоне общего минимума, пропорциональна посещаемости их занятий. Ребята заняты реальным производством и сбытом, живут в реальной среде, сами решают массу школьных вопросов.

В основе учёбы – блок “тема – дело”. Цикл: одно осваивается благодаря другому. Есть сертификационные уровни: ученик, подмастерье, мастер, профи.

Это значит, что ты до результата освоил: операцию (например, замочка семян в марганцовке), рабочий цикл (подготовка семян), технологический цикл (выращивание огурцов) и производство (выращивание овощей в теплице).

Кроме профильных курсов со временем появятся творческие – их напишут те, кто что-то умеет. Курс игры на гитаре, художественного вязания, фотографии и пр. Требование – гарантия результата. Обучаются все, кто хочет: дети, персонал, родители. И – не задаром. Так школа становится центром развития и творчества для всего района.

Итак, педагогика может давать умения – или только сообщать о них.

Она может быть направлена на самопознание или во вне.

Она может поддерживать естественный темп развития – или ломать его. Учитывать естественную логику развития - или блокировать её.

И я понял: аспектов педагогики – бесконечность. Столько же, сколько и педагогов. Искать надо не здесь! Надо плясать не от нас – от детей. Саморазвитие – вот главный смысл. Нам нужны законы саморазвития!

Всё правильно: смысл педагогики – чтобы педагоги как можно раньше стали не нужны!

Суммируем то, что есть. Остаётся немного. Цель педагогики – умелый и свободный человек. Способ развития этих качеств – свободное саморазвитие. Задача педагогов:
а) создать среду и возможности для саморазвития,
б) эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи.
И ради Бога, не пытаться быть умнее и не лезть в души!

И это – всё, что от нас требуется.
Не верите?..

< Назад Далее >

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске