На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Что мешает нам обучать и обучаться Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

2. ЧТО МЕШАЕТ НАМ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ

Учителям и ученикам мешает то же,
что и плохому танцору - некомпетентность!

Нагородив массу красной пропаганды, половина из которой вызывает недоумение и раздражение - но зато избавившись от всех ненужных эмоций! – я приступаю к сути самой учебной технологии. Прочитав сие, вы сможете, наконец, понять мою самоуверенность.

Для того, чтобы всерьёз научиться учиться, существует специальный учебный курс. За полтора месяца серьёзной, почти авральной учёбы вы узнаёте всё об основах обучения, о его проблемах и препятствиях, но, главное, вы приобретаете способности с ними справляться.

Здесь я приведу очень простой, детский вариант самых основных данных этого курса, к тому же вольно пересказанных и дополненных моими эмоциями. Посему, никаких способностей вы не приобретёте. Дай Бог, чтоб заинтересовались и хоть что-нибудь попробовали!

Обучение состоит из трёх основ: ПОНИМАНИЯ СЛОВ, УЧЕБНОЙ МАССЫ И ПОСТЕПЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ. Препятствий в обучении – всего три: ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МАССЫ, НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ и НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА. С самой началки школа занимается культивированием и бурным размножением этих препятствий, так что они врастают в умы и сплетаются в кучи. Детвора, за редким исключением, так глубоко тонет в них, что даже и не подозревает о поверхности, куда можно выплыть, вдохнуть и осмотреться. Открою секрет: учителя – не лучше. Они ведь учились в тех же школах. Вот и сидят они вместе с детьми на самом дне, давно забыв о способностях, которые можно создавать, вынырнув на поверхность.

Препятствия в обучении – явление и этическое, и социальное, и психо-физиологическое. Все три препятствия – это конкретный запрет жить, быть способным, управлять средой. Это боль и расстройство. Они напрямую воздействуют на ум и тело, и выражаются в конкретных физиологических и психических проявлениях.

1. ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ:
ОТСУТСТВИЕ МАССЫ.

МАССА – это что-то материальное. Изображения, предметы, звуки, материальные процессы – всё, что можно воспринять и пронаблюдать.

Все вы помните, как неудержимо клонило вас в сон на лекциях. И какая тоска, а часто и недомогание разбирало при чтении сухих учебников. И как хотелось порвать тетрадь и вышвырнуть в окно учебник, когда кто-то нудно, долго и тщетно пытался вам что-то объяснить. Причина очень проста:

НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ ТРАКТОР, НЕ ИМЕЯ ПОД РУКАМИ ТРАКТОРА.

Делание предполагает массу, что-то материальное, реальное. Его нужно видеть, проследить, как работают все детали, узнать на ощупь, трогать, двигать, управлять. Теория тут – только объяснение того, как лучше это делать.

Умственное делание – тоже работа с массой, только масса тут умственная. Её легче всего создать с помощью реальной, физической массы. Разницы между ними, по сути, никакой. Вот пример.

Нас учат считать, перекладывая палочки или яблоки. И правильно делают! Мы видим, как в массе происходит сложение или вычитание. Эта масса становится умственной массой. Считая в уме, мы сначала двигаем умственные “костяшки счёт”. Постепенно, в результате тренировки, эти массы усложняются, уменьшаются, сжимаются, отодвигаются на задний план – создаётся умственный калькулятор. В конце концов он начинает работать автоматически, в режиме “скрыть”. Но присмотритесь к нему – там всё равно работают какие-то массы: картинки, образы, схемы.

Точно так же мы осваиваем решение других логических задач, управление всеми жизненными ситуациями: сначала создаём умственную массу, потом превращаем её в скрытый, компактный инструмент – стандартную программу поведения.

Если, читая или слушая, мы не успеваем или не можем чётко вообразить то, о чём идёт речь, то есть создать умственную массу – обучению кранты: мы отрываемся от реальности предмета.

А это вам не хухры-мухры. Недостаток массы вызывает конкретные реакции: чувство подавленности, скуку, сонливость, головокружение или раздражение. Это может сопровождаться разными болезненными ощущениями в теле. Посмотрите на ваших ребят, когда вы им что-то долго объясняете. Знакомо? Сильные предметники знают: дотошно объясняет тот, кто не может “показать на пальцах”. То есть – сам не понимает то, о чём говорит.

В начальной школе – обилие картинок, моделей, масс, и обучение весьма близко к нормальному. Но чем ученик старше, тем меньше в обучении массы и больше пустых, “подвешенных” текстов. Это странно до дикости: ведь масса необходима в обучении независимо от возраста! Но это подтверждает мою гипотезу: школа искусственно вгоняет ребят в подавленное состояние. И давить приходится тем сильнее, чем они старше - иначе их растущая дееспособность просто взорвёт нашу школьную систему. Ребята растут, а мы пытаемся сохранить их управляемость и послушность на уровне начальной школы. И теоретизация учёбы – только одна из наших неосознанных реакций. Общеизвестно: к концу школы интеллектуальные способности учеников снижаются. Вы можете это объяснить как-то иначе?..

Теперь глянем трезвым глазом на нашу лекционную систему обучения. “Можно ожидать самого высокого уровня самоубийств и заболеваний в тех областях образования, где изучаются отсутствующие массы” (Р. Хаббард). No comment.

Если студент впал в тоску и болезненное состояние – скорее всего, ему не хватает массы. Дайте её – и он сразу вылечится. Глоток массы – это глоток воздуха для ума.

КАК СОЗДАТЬ МАССУ? Способов много. Можно дать её в готовом виде. Вот трактор – пробуй, разбирай, изучай. Можно показать фильм, картинки, изобразить на пальцах, проиграть сценически. Это хорошо помогает понять текст или рассказ. Хорошие учителя так и делают: показывают, рисуют, создают опорные схемы. Точная масса заменяет кучу слов: “лучше один раз увидеть”!

Но ещё на порядок лучше, если ученик создал массу САМ. Тогда он не просто поймёт изученное, но сможет и применять его, и объяснить другому.

Можно создать массу в двух измерениях – НАРИСОВАТЬ.
Можно – в трёх: вылепить из пластилина.
А можно показать с помощью набора простых предметов. Не важно, каких – любых. Особенно удобно так показывать какой-то процесс.
Всё это называется – демонстрация, демо.

Закон: нарисовать, вылепить и показать можно всё, что угодно.
Закон: если вы не можете создать массу в двух или трёх измерениях, вы не поняли того, что изучили. Или того, что преподаёте!

Следствие: чтобы что-то очень хорошо понять, нужно это нарисовать, вылепить, показать с помощью предметов, а потом – на пальцах. “Показать на пальцах” - не метафора. Это очень, очень хороший уровень понимания.

Тренировочное упражнение. Продаю за так идею. Соберитесь – например, математик, биолог и литератор. Возьмите ваши родные понятия средней сложности. Например: производная, отбор, эпитет. И создавайте массу этих понятий всеми способами – до полного офонарения. И показывайте друг другу. Если, например, литератор испытал озарение и увидел, что такое производная – значит, получилось. Вы даже не представляете, сколько открытий сделаете и сколько восторга испытаете, пытаясь понять то, чему давно учите!

2. ВТОРОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ:
НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ
.

Даю массу: вы строите башню. Сначала вы делаете и закрепляете все опоры первого этажа. Потом на них ставите второй этаж. В нём вы тоже хорошо закрепляете все опоры и конструкции. Так же – третий этаж, и так далее. Вдруг очередной этаж рушится. Это вы в спешке не затянули несколько болтов на предыдущем этаже. Но это полбеды. Вдруг кренится вся башня – оказывается, на первом этаже забыли поставить одну опору.

Постепенность – это цепочка действий, где каждое следующее происходит благодаря предыдущему. Это – основа любого реального процесса. Например, чтобы съесть шоколадку, нужно 1) найти деньги, 2) подойти к магазину, 3) зайти в него, 4) купить шоколадку, и 5) – съесть её? Нет, 5) – сперва развернуть. Съесть – это 6). Нетрудно видеть, что недоделка или пропуск любого пункта полностью исключает результат. Не верите – попробуйте!

Освоение любого предмета, темы, навыка имеет свою постепенность. Последовательность шагов. Эта последовательность однозначна, конкретна и точна. Курс – и есть такая последовательность. Нельзя пропустить или поменять шаги местами. Потому что только полное освоение одного шага (навыка, идеи) делает возможным освоение следующего. При любом нарушении постепенности конечная способность не достигается.

Что мы тут имеем? Похожую картину.

Если в начальной школе постепенность выстроена достаточно корректно, то дальше её следы теряются в тумане. Но даже в началке шаги учёбы не осваиваются до конца.

Всё мы - разные. Шаги тоже разные. Общее – одно: все шаги доводятся до конечного результата. Упражнение, которое я прошёл за два часа, кто-то может проходить месяц – но он его закончит с той же победой! Время не имеет значения – важен результат.

Поурочная система в принципе запрещает полное освоение шагов. Перескочить дальше, не освоив предыдущее – узаконенное школой нарушение постепенности. Вы берётесь за новую тему или упражнение, и чувствуете: не идёт, не можете, не получается! При этом, как и в случае с массой, возникают свои чёткие реакции: замешательство, смятение, чувство, что голова идёт кругом, ощущение беспомощности.

Если такие симптомы появились на фоне нормальной учёбы, лекарство одно – восстановить постепенность. Нужно вернуться назад, к предыдущему шагу - туда, где ученик ещё не испытывал трудностей, где ему было всё понятно. Вот именно тут, где-то ближе к концу, ему на самом деле что-то не понятно. Тут он что-то упустил, недоработал. Как только пропуск будет найден и освоен – затор исчезнет.

Возможно, упущенный шаг далеко позади. Тогда ученик уже давно скачет по верхам, учится механически, не вдумываясь в предмет. Большинство ребят переболели этим ещё в началке или в среднем звене, и, не найдя выхода, махнули рукой и полностью самоустранились от предмета. Они просто сидят на уроках, иногда проговаривая какие-то фразы и что-то списывая, как того требуют школьные правила игры. Восстановить такое нарушение – значит, фактически просмотреть назад весь курс и залатать все дырки. Вряд ли это возможно полностью, но со своими детьми я проделал нечто похожее – и с хорошим эффектом. Это – тема отдельного эссе.

3. ТРЕТЬЕ, ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ:
НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА.

Слова – это полнейший ужас нашего ума.
О них сказано много мудростей, но это нам мало помогает.

Вводная 1: при разговоре или в тексте каждое слово имеет одно конкретное значение. То, которое имеет в виду автор. Это очевидно и понятно.

Вводная 2: почти каждое слово имеет в языке несколько значений. Откройте толковый словарь и убедитесь. Редкие слова имеют одно определение.

Значение слов определяется контекстом. “На планете есть жизнь” - одно, “Жизнь у меня поганая” - совсем другое, а “Его жизни угрожает опасность” - вовсе третье. И у каждой “жизни” - точное определение!

При этом, чем проще и общеупотребительнее слово, тем больше значений оно может иметь. Такие слова, как “реальный”, “жизнь”, “любовь” “начало”, “время” и прочие основы языка – имеют по два десятка значений. Я уже молчу о предлогах, междометиях, местоимениях и союзах – их определения занимают по целой странице в словарях.

Вводная 3: все люди по-разному владеют определением слов.

Мы живём в разных местах и воспитываемся в разной среде. В результате восприятие языка у каждого человека индивидуально. Не просто кто-то не знает каких-то слов. У каждого есть свои фиксированные убеждения о словах!

Существует десять прекрасных, эффективных способов не понимать слова. Например, одних слов мы не знаем вообще, другие знаем неполно, третьи – неверно или неточно; про четвёртые мы что-то придумываем сами и уверены в правильности; пятые путаем с синонимами, шестые не так толкуем в контексте; седьмые просто упускаем, а при упоминании о восьмых нас переклинивает – мы их отвергаем или навязчиво удерживаем, и вообще не хотим прояснять. Для тебя любовь – святыня, а для меня – болезнь, и мы будем спорить до хрипоты. Зато для тебя культура – это культура, а когда меня попросили определить это слово, я аж словарь бросил от злости: меня в детстве ругали за “некультурное поведение”. Я прояснял это слово и все его производные целый день! И наконец понял - ничего подавляющего в культуре нет! Вот сейчас я употребляю это слово в его всеобщем значении.

Вводная 4: сложите все три указанных вводных. Теперь вы имеете больше шансов понять, почему никак не можете договориться, если разгорается спор. Я недавно дискутировал с другом-астрологом о жизни – и был снова поражён, насколько по-разному мы трактуем многие известные слова!

Вот для этого, братцы, и существуют толковые словари. Это – единственные книги, дающие возможность овладеть языком так, чтобы понимать других и быть понятым. Возможно, на уровне быта это ни к чему. Но мы ведь - учителя, или где?..

ПОНЯТОЕ СЛОВО. А что значит – ПОНЯТОЕ СЛОВО? А это, коллеги, явление, нам практически не знакомое. 1) Это слово, которому вы без задержки, сразу, без всяких “ну… это…” даёте точное и подходящее определение; 2) вы знаете все другие его определения; 3) вы знаете его этимологию, сленг и идиомы с ним; но главное – 4) вы можете без задержек и в нужном контексте употребить его несколько раз в предложениях, которые сами придумали.

Не поленитесь, попробуйте придумать пять фраз с любым словом. Начните со слова “мама”. Возьмёте круче - могут быть обидные затруднения!

Если быстро и точно составить фразы не получается – вы не понимаете слово. Мы, занимавшиеся прояснением слов, в этом уже не сомневаемся! Прояснение слов – главное занятие на курсах. Особенно вначале. Наблюдатель просит придумывать фразы до тех пор, пока они вдруг не начинают сыпаться из вас одна за другой, без затруднений. Это классное чувство: вот оно, ухватил, поймал, понял!

НАСКОЛЬКО СЕРЬЁЗНО НЕПОНИМАНИЕ СЛОВ? Невозможно представить себе масштаб непонимания слов, пока не увидишь, что такое – понимание слов. Существуют точные методы “вылавливания” непонятых слов. Они показали ошеломляющие вещи. Учителя и профессура вузов не знают кучу слов в своих собственных текстах, по которым ведут уроки. Учёные и философы не знают массу слов, которыми оперируют. Обычные люди пропускают несколько слов на каждой странице простого художественного текста. Мы катастрофически не владеем своим языком – а нас заставляют учить синтаксис и морфологию! Работая с толковым словарём, многие испытали озарение о том, что его составители тоже не знают многих слов! Наверное, поэтому у Сергея Иваныча Ожегова такие грустные глаза: он осознавал всю “силу слова”! Констатирую: словарь Ожегова - самый дельный и толковый из всех наших толковых словарей. (Кстати, получилась пара омонимов: слово “толковый” употреблено в двух совершенно разных значениях.)

Вот он – истинный смысл мифа о Вавилонской башне. Чтобы не понимать друг друга, нам не нужны разные языки. Мы и на одном языке договориться не можем – потому что наивно считаем своё собственное понимание слов нормальным и всеобщим!

И вот мы слышим или читаем фразу. И одно слово – такое вроде знакомое – пропускаем: не поняли или поняли неверно. Тут же возникает дефицит умственной массы: фраза не стала осязаемой. И тут же – нарушение постепенности: мы уже читаем дальше! Но это уже иллюзия: после пропущенного слова текст уже не воспринимается.

Доступность, понятность и читабельность текстов зависит от того, насколько близок язык автора к привычному для большинства читателей. Если ты толкуешь слова так же, как все – тебя поймут. Если вводишь новое толкование – подробно определяй его, разжёвывай на понятном языке (именно это я стараюсь делать в своих книгах). Я часто вижу книги, написанные заумным, специфическим языком. Через две страницы чувствуешь себя полным идиотом! Такой язык – лучший способ отсечь общение с читателем. Я называю такие книги “коммуникационными киллерами”. Ручаюсь: школьные учебники – к-киллеры для подавляющего большинства детей. Да что там учебники!

Недавно наши литераторы рассказывали пяти-шестилетним детишкам в садике о русских писателях. Вроде говорили просто и ласково. К счастью, воспитательница догадалась расспросить ребят: что же они услышали? Много интересного! Один – что писателем был толстый лев. Другой – что это вообще был Тигр Толстой. Вот он – уровень нашего учительского снобизма: мы “сеем разумное” и не опускаемся до того, чтобы поинтересоваться: как нас поняли?

Думаете, утрирую? Откроем детские книжки. “Пошёл котик на торжок…” - и трёхлетнего малыша переклинивает. Он не может слушать дальше, расстраивается, злится. Чепуха? Ну-ка, употребите быстренько “торжок” в нескольких фразах. Слабо?! А там ещё “коза-дереза”, “кашка-малашка” и прочие головоломки. Это не шутки, братцы. Знакомая девочка в садике стала прояснять с малышами слова из книжек – и детвора повеселела на глазах!

Как видите, пропускать слова мы начинаем с пелёнок. Вот ваш малыш читает стих на празднике. Спросите его, что значит каждое слово. Если он не боится наказания – много интересного узнаете. Попробуйте составлять предложения с этими словами – узнаете ещё больше.

Закон: каждое пропущенное слово приводит к непониманию ещё нескольких слов. Непонимание множится и ветвится – как само словообразование. Оказавшись в школе, человечек попадает в мир непонятых слов. Один учитель на тридцать человек, сорок минут на всю тему, определения, которые ничего не проясняют, а ещё сильнее запутывают – всё против понимания. С первого класса в уме ученика растёт паразитический умственный механизм - пышное дерево непонятых слов. Что же получается в результате?

В результате получается НЕСПОСОБНОСТЬ. Неспособность делать, действовать, применять, понимать. Непонятые слова – причина тупости, апатии, неспособности к искусствам, технической и умственной работе. Неспособность выражать мысли и понимать. Они просто превращают ум в сломанный компьютер.

Есть такой процесс, когда проясняются все слова по какому-либо предмету. Все, по списку. В результате человек становится полным хозяином предмета. Мрак рассеивается. Открываются способности.

Если бы какой-нибудь математик прояснил все слова математики – он бы, скорее всего, навсегда ушёл из школы.

КСТАТИ: ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОНЯТНЫХ ТЕКСТОВ. Текст, который не вызовет затруднений при восприятии, выглядит так:

А. Язык его прост, ясен, понятен ребёнку. Тон – весёлый, с юмором.
Б. Текст максимально краток и ёмок – то бишь талантлив.
В. Каждая идея проиллюстрирована понятным примером.
Г. Каждая мысль проиллюстрирована рисунком (см. правила рисунка).
Д. Непонятные, допускающие двойственное толкование слова отсутствуют, прояснены в тексте или в сносках.
Е. Текст системен – разбит на главы, пункты и подпункты.
Ж. Важные мысли и факты выделены изменённым шрифтом.

Пояснительный рисунок сработает на понимание, если:

А. Его графика простая и чёткая.
Б. Изображённая ситуация достаточно проста и наглядна.
В. Детали при необходимости пояснены подписями.
Г. Тон весёлый, динамичный – годится стиль комиксов.

Именно эти правила я использую в книгах.

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ. Реакции на пропущенные слова так же специфичны: это отчётливое ощущение пустоты, бессмысленности и апатии. А потом – отстранённость, отчуждение, досада и даже истерика. Если недостаток массы и постепенности вызывает, в общем, легко поправимые состояния дискомфорта, то пропущенные слова - это именно то, из-за чего происходит срыв в учёбе.

Бросить учиться вынуждают именно непонятые, пропущенные слова. Знаки и символы - тоже “непонятые слова”. Особенно много их в математике, физике и химии. Сокращения, аббревиатуры, символы языка, и даже знаки препинания – всё это может стать “непонятым словом”.

Механизм этого явления хорошо изучен. Пропуск слова вызывает непонимание, предмет становится нереальным – то есть не близким, не ясным. Человек всегда устраняется от того, что для него не реально. А устраняясь, он пытается остаться правым - поэтому ищет оправдания, делает виноватым учителя или сам предмет. Ненависть к предмету – это непонятые слова.

Если ученик при этом может бросить учёбу – он её бросает.
Но в нашем образовании такого выбора нет. И мы постоянно видим проявления непонятых слов. Их – два, и особенно интересно второе.

ПЕРВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ – когда человек пропустил одно-два слова в понятном тексте. Он просто тупеет. Вдруг оказывается, что уже не понимаешь, о чём речь, мысли уже далеко, или в голове пусто. Причина в том, что непонятое слово оставляет после себя в памяти пустую полосу. После него – только иллюзия понимания. В этом я убедился на себе и своих детях.

Исправить это нетрудно: надо вернуться именно туда, где всё было хорошо понятно, и внимательно, пословно перечитать текст. Где-то тут, в конце понятного куска, пропущенное слово обычно и находится. Если после его прояснения студент по-прежнему тормозит, значит, есть ещё непонятое слово – где-то раньше.

ПРАВИЛО: если есть непонятое слово, курс перечитывается заново от того места, где оно впервые встречается в тексте. Как-то, пройдя почти полкурса, я начал тормозить. И опытный наблюдатель в конце концов попал в точку: оказывается, у меня зависло слово “студент”! Оно было в самом начале курса. И я действительно не понимал его точного определения – и это мешало мне быть студентом. Перечитывал курс я уже другими глазами, и открыл много нового!

ВТОРОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ – когда давно пропущено много слов. Это просто шедевр приспособленности к среде. Товарищи педагоги! Не сочтите за дерзость, но это - подавляющее большинство наших отличников. Наши “отличные ученики” и “блестящие студенты”.

Что с ними произошло? Они давно убедились, что прояснить слова невозможно. Может быть, в началке они ещё переживали, старались выпутаться. Но увидели: это никому не нужно! Пятёрки ставят и хвалят не за понимание. И тем паче не за применение изученного. От тебя хотят только правильных ответов на вопросы и решения примеров. Бога ради – для этого не нужно никакое понимание! Нужно а) механически запоминать и б) схватывать форму решения. А если не схватил, можно и списать.

И вот перед нами ученик, блестяще “знающий теорию”. Он всегда отвечает без запинки. Правильные ответы тешат наше тщеславие – создают иллюзию хорошего результата. И всё идёт просто замечательно… до тех пор, пока такого ученика не попросят ПРИМЕНИТЬ изученное. Он боится практических и смысловых вопросов. Он даже не понимает - чего это от него хотят!? А знаете, почему? Потому что его реально здесь нет. Он давно устранился от учёбы. А вместо себя выставил манекен. Ролевой умственный контур, в точности соответствующий нашим, коллеги, требованиям.

Кстати, очень часто он это осознаёт - и презирает нас за притворство.

Чем человек старше, тем этот контур больше в него врастает. В школе, куда я пришёл уже с небольшим опытом, я поставил биологию на уши: почти отменил учебники, отбросил глупый “устный опрос”, много рассказывал и показывал, проводил массу лабораторных и письменных работ - и требовал реального понимания. Видя “контур”, пишущий чужими словами, я ставил тройку и писал: “Не твоё. Мне интересно твоё мнение”. Пятые и шестые классы поняли меня за полгода. Седьмые и восьмые вошли в колею к концу года. Девятые и десятые – так и не поняли, чего я, чудик, от них хочу!

Вот что такое, братцы, наш “отличный результат”. Сейчас, когда образование превратилось в легальный бизнес по продаже “лучших сочинений” и ответов, я вряд ли кого-то удивил этим открытием. Но тогда это было классное прояснение слова “отличник”!

Практики в нашем высшем образовании почти нет и не было. Вузы закрепляют “блестящее знание теории” - то бишь имитацию учёбы. И имеем мы молодого спеца-неумеху, для которого работа – тот же театр. Это просто замечательно: можно держать его за салагу, ругать за промахи, равнодушие и безответственность и читать морали о духе коллективизма.

Так и живём – по закону Лоуренса Питера: каждый занимает ту должность, на которой он уже не компетентен. Компетентен – значит управляется легко и без напряга. Нечего расслабляться - на повышение его! Но это совсем другая тема.

< Назад Далее >

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2017
Доставка цветов в Новосибирске