На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

ГЛАВА 3

МОЙ ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,ИЛИ ЗАЛАТЫВАНИЕ ДЫРОК В ГОЛОВЕ

Турецкий паша нож сломал пополам
Когда я сказал ему: “Паша, салам!”
И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что ещё я пишу,
Читаю, пою и пляшу!

В.Высоцкий, песня попугая
Из “Алисы в стране чудес”.

1. НАУКООБРАЗНАЯ БАЗА

А. ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ. Вся теория и практика обучения – как и вся прочая деятельность человека и всех живых существ - пляшет от смысла жизни.

Смысл любой жизни и цель разума – улучшение самой жизни. А улучшение жизни сводится к увеличению свободы. Это – главный закон, который надо иметь в виду. Нет никаких других реальных стимулов вообще что-то делать. Или ты улучшаешь свою жизнь – или гибнешь под натиском тех, кто делает это лучше.

Чтобы улучшать жизнь, нужно иметь разные способности. Нужно уметь эффективно управлять собой и жизнью вокруг себя. Способности позволяют что-то мочь – то есть увеличивают твоё могущество. Чем ты больше можешь, тем сильнее улучшаешь жизнь вокруг себя. Чем ты больше можешь, тем ты свободнее. Смысл детства и юности – стать максимально способным.

Обучение – естественный механизм саморазвития. Любой детёныш постоянно учится всему, от чего зависит улучшение жизни. Смысл обучения - наработка способностей, позволяющих приспосабливать окружающую среду к себе.

Человек, который многое может, делает и окружающих более свободными. Чем ты свободнее и способнее – тем ты этичнее. Любая безнравственность – это неспособность справляться с жизнью, несвобода, капкан.

Обучение – естественная способность становиться способным. Если человечек видит сегодняшнюю необходимость учиться чему-то – он учится с огромным эффектом. Если учёба каждый раз прибавляет новую способность, навык, открытие – он учится с удовольствием. Самый мощный стимул в обучении – “Получилось!”. Все наши проблемы с обучением – результат тотального отсутствия этого стимула, а значит и смысла учёбы.

Можно сформулировать традиционную триаду законов.

1. Цель обучения: ОБУЧЕНИЕ – ЕСТЕСТВЕННОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧКА РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСПОСАБЛИВАТЬ К СЕБЕ СВОЁ ОКРУЖЕНИЕ: землю, природу и технику, общество и людей, включая собственное тело и ум.

2. Продукт обучения: ОБУЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ РАДИ СОЗДАНИЯ КАКОГО-ТО УМЕНИЯ, ВАЖНОГО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ. Заметим только, что наработку умения, не важного для жизни конкретного человечка, обучением называть уже нечестно.

3. Технологическая основа обучения: ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СОЗДАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ОБЪЕКТАМИ ОБУЧЕНИЯ - информацией, идеей, образом, механизмом, телом, живыми организмами и пр. Собственно, умение или навык – это налаженная коммуникация человека с его умом и телом. И с их помощью – с чем-то ещё. Понимание и тренировка – способы налаживания этой коммуникации. Примеры “латания дырок”, которые я приведу ниже, более наглядно показывают этот механизм.

Мои опыты с детьми, продолжавшиеся полтора года, позволяют уверенно сказать: а) точный учебный продукт может быть определён, и б) он может быть достигнут. При этом заметно повышается способность детей обучаться.

Б. СПОСОБНОСТЬ. Настало время прояснить слово “способность”. Это не талант, не тайное знание, не гены. СПОСОБНОСТЬ – это просто умение. Это когда человек может действовать и получить прекрасный, заслуживающий внимания результат. Вы печёте пироги, от которых не оторвёшься, пока не лопнешь? Это – способность. Вы – дипломированный доктор кулинарии, но ваши пироги вызывают иронические усмешки? Нет у вас способности печь пироги. Зато вот женщины от вас в восторге. Это – способность!

Способность – это восстановленная, полная коммуникация вас – личности – с вашим умом и телом. Способность создаётся грамотной тренировкой. Главное, чтобы тренировка была точно направлена и всегда доводилась до результата.

Неспособность – это наличие задержек, разрывов коммуникации вас с вашим умом и телом. Задержки образуются в результате пропусков, недоделок. Под завалом задержек обнаруживается способность. Можно сказать, что неспособность – это заблокированная способность. Тренировка стирает задержки, расчищает завалы.

А если родился неспособным? Например, без слуха? Это – отдельная тема. Но механизм тот же. Когда-то человек испытал тяжёлую травму, потерю, шок. В такие моменты мы частично теряем сознание. И почти всегда подсознательно принимаем какие-то решения типа “Больше никогда!..”, “Ни за что!..”, “Ну и пусть…”, “Всё, конец…”.

Ян Арлазоров выходит на сцену читать свой дипломный монолог. Не успел начать – голос из комиссии: “Достаточно! Свободны”. Он двадцать лет не выходил на сцену. Одна обесценивающая фраза блокировала способность!

А сколько таких, или более тяжёлых эпизодов происходит в детстве! С самых пелёнок. Чем заняты мы, взрослые, когда раздражены? Обесцениванием. У человечка что-то не получается, мы злимся и… грохаем способность окончательно – чтоб точно знать, кто дурак.

Но есть более коварный способ усыпить способности.

“Дважды два – четыре… А не три, а не пять – это надо знать!” Представляется сияющий человечек. Он прыгает от радости – ура, узнал, что дважды два – четыре! Картина Дебила Бедного-Взрослого “Глупый ребёнок узнаёт истину от доброго учителя”. Ох, ну что ж я маленьким не сдох!? Готовый ответ обесценивает работу – и блокирует способность.

Истину нельзя дать, её нельзя получить. Её можно только найти в себе. Истина – это озарение, осознание. Твой собственный ответ на твой вопрос. “Истина не узнаётся. Она постигается” (М. Норбеков).

Смысл ответа только в том, что это - РЕЗУЛЬТАТ СОБСТВЕННОЙ РАБОТЫ. А кому нужна работа, если сообщили готовое? Мы ублажаем, усыпляем ребят готовыми истинами с утра до вечера – потому что не умеем создавать способности. Сообщил – и чувствуешь себя добрым учителем. А интеллект ребят к концу школы стремительно падает.

Мир детства - узаконенное блокирование человеческих способностей. Что за гады их блокируют?! МЫ. Мы с вами, коллеги - “доблестная армия обрЕзования” (М. Норбеков)!

Вот вам и “врождённая неспособность”. Травма – это разрыв коммуникации. Решение закрепляет его, превращает в убеждение. Такие блоки можно тащить за собой с рождения, а можно - много жизней подряд. Но это те же задержки – и их можно ликвидировать. Такой опыт у меня есть. Однако сие выходит далеко за рамки данной опупемы. Наш предмет – наработка учебных способностей.

2. МАТЕМАТИКА: ОПЕРАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Ну, или 98 рублей и двух друзей…

Вспомним: дырками тут являются любые непонятые слова или знаки, а также любые неотработанные до конца навыки. Всё это создаёт массу непонятых слов и нарушение постепенности.

О непонятых словах скажу только две вещи. 1. Определения учебников ничего не дают – так как сами состоят из непонятных слов. 2. Многие знаки или слова в математике являются навыками. Пример: a, b, c, d или “переменная”. Видеть в букве цифру или число – конкретный навык. Для его наработки нужно сделать минимум 50-70 примеров, где требуется перевести число в переменную и наоборот, заменить одно другим или выразить то через это.

Всё началось с того, что я, нахватавшись основ обучения Хаббарда, решил посмотреть, насколько хорошо понимают математику мои шести-восьмиклассники - отличники и хорошисты. И, ничтоже сумняшеся, брякнул:
“А нарисуйте-ка мне тринадцать восьмых!” И – влип конкретно.

Оказалось, что тринадцать восьмых не может нарисовать даже учительница. А мои отличники не рисуют и две третьих! Слова “дробь”, “числитель”, “знаменатель” и иже с ними оказались абсолютно не понятыми. И стал я копать вглубь, назад: где же первые дырки? Дал тест на таблицу умножения – по три секунды на пример. И оказалось, что умножают мои детки только на 2, 3 и 5. Остальное – натужно вспоминают или соображают. Большинство первых математических слов типа “число”, “мера”, умножение”, “деление” - по нулям. Глуши моторы, господа танкисты – приплыли!

И я начал с начала. Самое начало – 1+1. Навык первичного сложения, в пределах пяти. Потом – вычитание в пределах пяти. Потом – в пределах десятка. Только после отработки этих навыков можно переходить к первичному умножению, а потом к делению.

Интересно, что из-за особенностей нашей психики сложение и умножение гораздо понятнее, чем вычитание и деление (которые ассоциируются с потерей). Это установил Саша Зудин, работая с учениками. Я проверил: действительно, примеров на умножение и сложение в учебниках в среднем вдвое, а то и втрое больше, чем примеров на вычитание и деление!

Итак, навыки. Сложение внутри десятка – одно. За пределами десятка – отдельный навык. Точнее, целая группа навыков. Можно складывать, прибавляя по единичке. Можно – дробя на части, удобные для сложения: 6+7=6+4+3, то есть 10+3. Складывать с девяткой или восьмёркой, уменьшая разряд единиц на 1 или 2 – свой навык. Сложение чётных с чётными – тоже свой навык. Нечётных с нечётными – свой. Дальше идут двузначные числа – внутри сотни, потом за пределами. Трёхзначные. И везде – свои группы навыков.

Это – только сложение. С другими действиями – так же или ещё богаче. А ещё есть иные числа: дроби простые и десятичные, положительные и отрицательные. Есть переменные. И есть все эти действия внутри них, и есть действия между ними – в любом сочетании.

Только в одной арифметике я насчитал около 90 первичных навыков. И самые важные – в самом начале. Если не доработать всего один – обучение вязнет, а потом пропускаются другие навыки, и оно исчезает. Вот так оно и существует в школах – в исчезнувшем виде. Вымирает, как динозавр, едва вылупившись в началке.

В общем, все эти дырки я решил попытаться залатать.
Сначала я прояснил некоторые важные слова.
Потом мы восстановили таблицу умножения. Это – большой этап. Контрольный лист, а то и два-три, на каждую цифру. Лист вмещал до сотни простых примеров - по полтора десятка на каждый множитель таблицы.

Для примера возьмём – умножение на четыре.

1. Масса “4”. В начале листа – “нарисуй и покажи “четыре” десятью способами”: палочками, точками, фигурами, предметами, на пальцах, звуком, действиями.

2. Умножение четырёх на 2: 4*2= , 2*4= - раз по десять.

3. Нарисовать и показать это произведение.

4. Затем умножение с другими действиями:
(2*4)+5= , 7+(4*2)= десяток на сложение, по десятку с вычитанием, делением и умножением: (4*2)-9= ,
(2*4)*3= , (4*2):1= – и т.д., с разными цифрами.

5. Умножение четырёх на три – весь тот же цикл, что и на 2.

6. Умножение четырёх на 4, 5 и остальные цифры – те же циклы заданий.

7. Конец листа: тест. Тридцать примеров умножения четырёх на любые цифры и разных цифр на четыре, вразброс и НА ВРЕМЯ. На каждый пример – не больше двух секунд. Если один лист не дал результата – он полностью отрабатывается ещё раз.

Это – создание навыка умножения четырёх и на четыре. Так же отрабатываются умножения на остальные цифры, с учётом особых навыков, если они есть (например, умножение на 9 – известное правило).

Важно то, что сложность примеров растёт очень постепенно: навык появляется раньше, чем меняется тип задания. Именно огромное количество примеров облегчает работу – по листу катишься без заторов и ям. Решать много – но всё легко! Вот так и нарабатывается навык – без провалов и срывов.

Конечно, пока народ привык и увидел смысл в решении листов, я использовал разные стимулы. В том числе и прямые – я платил за выполнение листа. И им - не дармовые карманные, и мне (то есть им же) – лишний навык. Тут всё справедливо – ведь я платил не за старание, а за результат!

…После этой серии листов у моих ребят определённо появилась ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ – в виде калькулятора в голове. Фу-х. Дальше стало легче – появился навык определять навыки и писать для их отработки контрольные листы!

Потом были действия. Потом сюда включились отрицательные числа. Оказалось – полное отсутствие массы. Пришлось рисовать числовые прямые до одурения. Например, классный навык: 80 простых примеров на сложение и вычитание разных чисел по обе стороны нуля – с обязательным рисованием действия на числовой прямой.

Потом дело дошло и до простых дробей. Вот Таська решает примеры с дробями – и показывает всю кучу препятствий в учёбе: злится, кочевряжится, ноет и грамотно вынуждает маму всё решить, чтобы осталось только записать ответы. “Тасик, нарисуй две третьих!” Рисует круг, делит радиально на три части, две штрихует. Но меня уже не проведёшь. “Умница! А теперь нарисуй три вторых”. Ну конечно! Рисует три круга… Ясно: дроби для неё – терра инкогнита. А ведь стоят четвёрки! Тут работы – на месяц, не меньше.

Сначала мы долго и по-разному рисовали 3/9, 17/4 или 9/16. Потом – наоборот, писали нарисованные дроби. После этого – и не раньше – стало возможным отрабатывать действия с дробями. Сначала – взаимодействие дробей с простыми числами. Навык того, что простое число – это а/1. Затем уже – дроби между собой. На каждое действие – пара листов, примеры плавно переходят от, например, ½ + 1/2 до 3/7 + 17/5. Вычитание и деление – тщательнее, чем сложение и умножение. Отдельный лист – действия с нулём. Общие множители – тоже своя тема. На каждый простой общий множитель – отдельный лист: множитель надо привыкнуть видеть, определять – а это свой навык.

Потом – действия с дробями по обе стороны от нуля. И постепенно – введение остальных действий. В конце концов ребята легко решали листы “отрицательная дробная степень простых дробей” или “действия с общими множителями разного знака”.

Ага. Сторонники развивающего обучения уже давно морщатся так, что мне аж на мониторе видно. А зря. Я ведь вовсе не против навыков решения проблем и навыков поисков новых решений. Но и навыки саморазвития развиваются тренировкой! Но дело даже не в этом.

Элементарные операционные навыки – это чёткие схемы, контуры ума. Они должны работать, обслуживать, а не требовать внимания. Если они есть, они сами начинают взаимодействовать между собой, рождая кучу вариантов решений. А вот если их нет – никакое саморазвитие невозможно. Изобретательный ум – надстройка, операционные навыки – базис. Так что одно другому не помеха.

…После наработки азов мой народ почувствовал себя увереннее. Старшие сами стали иногда сообщать о трудностях – и пара листов помогала их оставить за кормой. Усекли: решить лист намного приятнее, чем выслушивать объяснения, жаловаться и ругаться – и без толку. Младшенькая, люто и фатально ненавидевшая математику, была, естественно, под более бдительным контролем. На неё обрушилось больше всего заданий. В результате, попав к сильному педагогу, она вдруг обнаружила себя вполне способной к математике – и окончила школу очень успешно.

Братцы! Это совершенно новое родительское качество: ты можешь реально помочь в учёбе. Прямо-таки чувство полёта! Не висеть над душой, не заставлять и нудить, не жаловаться на учителей, не объяснять до полного офонарения – а дать пару простых тестов, определить пропущенный навык, молча написать пару листов – и человечек без трудностей работает, и обнаруживает, что теперь умеет это, да ещё получает свои заслуженные рубли на мороженное. Попробуйте – не пожалеете!

< Назад Далее >

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске