На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Математика: решение задач Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

3. МАТЕМАТИКА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задачи – это математика в реальной жизни. Это конкретная логика. Собственно, к решению реальных задач и должен, по-моему, сводиться смысл изучения математики. Однако, тут мы видим знакомый симптом: их доля в учебниках уменьшается к старшим классам. Чем более сложна школьная математика, тем она более абстрактна и безлика. Посему задачами пришлось заниматься мало. Но кое-какие выводы сделать мы успели.

1. Нельзя решать задачу, пока не отработаны все нужные для её решения навыки. Вы не научите решать задачи с пропорцией ученика, который не понял всё о дробях и не умеет их умножать и делить. Прежде всего он должен свободно рисовать и рассчитывать саму пропорцию – это отдельный приём, отдельный навык.
Задача – это как бы приведение примера из жизни. Вспомним: в учебном цикле контрольного листа это следует всегда после полного понимания и отработки навыка. Нельзя привести пример того, чего не понял или не можешь.

2. Продукт освоения определённых задач – не просто решение задач, а умение СОСТАВЛЯТЬ задачи этого типа. Определённо, если не можешь составить задачу – значит, не понимаешь её до конца.

3. Поскольку задачи – кусочки жизни, то главный способ работы с ними – МАССА. Собственно, смысл работы с задачей – представить её, увидеть, понять как процесс. Решение второстепенно. Решение - естественный побочный продукт хорошего видения процесса. Видеть задачу в массе – значит, видеть и решение.
Посему любую задачу нужно прежде всего рисовать, а многие – показывать на предметах. Рисовать задачи – самый ценный навык в их решении. Довольно быстро он переходит с бумаги в ум. Человек начинает видеть процесс в уме – и решение видно так же хорошо.

4. Обычно задачи расцениваются более как средство контроля. Напротив! Это средство развития. Решение разных задач – лучший способ закрепить навыки.
Но сама методика решения – тоже навык. Разные типы задач имеют свою методику решения. И прежде, чем давать задачу на контроль, нужно обучить решению именно таких задач. Если мы говорим о настоящем обучении – с массой, пониманием и тренировкой – то это никак не повредит сообразительности. А вот когда мы требуем то, чему не научили – от сообразительности часто вообще ничего не остаётся.

5. Задача – это не арифметика или алгебра, а логический процесс. Смысл - увидеть и понять логику задачи. Затем увидеть последовательность действий. Когда процесс решения понят, задачу можно считать решённой.

Дальше идёт чисто механическая, обслуживающая работа – решение действий. Это всего лишь вычисления. Не надо их путать с самой задачей. В принципе, для них существуют компьютеры. Решение действий – вовсе не то, на что должно тратиться время и внимание! Вычислять надо автоматически, легко. Мы часто не понимаем этого и “помогаем решать задачу”, позволяя человечку корпеть над вычислениями. Это – грубое нарушение постепенности! Если действия решаются медленно и с трудом – значит, вам не до задач! Значит, надо вернуться в началку, найти дырки и отработать наконец это деление в столбик или умножение на минус три пятых!

Сейчас вряд ли можно утверждать, что все должны вычислять всё в уме. На партах лежат калькуляторы. Не могу уверенно сказать, что это плохо. Но думаю, что для задач школьного уровня компьютер должен быть создан в голове. Посему будем исходить из требований конкретной школы. В уме ли, на калькуляторе – вычисления не должны сильно отвлекать от логического решения задач.

Итак, вот каким может быть тренировочный цикл для задач.

1. Прочтение и прояснение всех слов в условии задачи.

2. Создание массы условия и процесса, происходящего в задаче. Видение и понимание всего процесса.

3. Выработка последовательности действий для решения, если необходимо – с массой.

4. Вычисление действий и получение ответа.

Думаете, это результат? Задачи – да. Обучения – далеко нет!

5. Решение этой же задачи столько раз, сколько нужно до состояния “без задержек” - свободно и бегло. Обычно хватает 2-3 раз.

6. Решение ещё 3-5 задач того же типа – до свободной беглости. Если беглость не получается – ищите пробелы раньше!

7. Придумывание трёх задач такого типа – с их быстрым решением.

Вот теперь получен учебный продуктумение работать с такими задачами. Теперь человечек решает задачи не то что без отвращения – с упоением! Он парит над ними, управляет, властвует! Товарищи учителя, вы именно так щёлкаете задачи, которые задаёте ученикам? Нет?.. Так научитесь их решать вместе с ними – и вы увидите, чем отличается учебный результат от текучки!

Ясно: на задачи других типов будет уходить всё меньше времени и сил – выработался навык логического решения задач. И чем больше типов задач добавляется в копилку достигнутых учебных результатов, тем обширнее и универсальнее этот навык – навык решения проблем и изобретения логических выходов.

Недоработанные навыки и пропущенные слова порождают другие пробелы и дырки, тормозят друг друга, размножаются, и в уме вырастает глупость и неспособность. Навыки, отработанные до результата, имеют обратное магическое свойство. Они поддерживают и расширяют друг друга. Вычислительные навыки помогают логическим. В уме создаётся прогрессивно растущая сумма развитых навыков решения. Другими словами - интеллект.

Вот такая вот, братцы, альтернативочка!

Что же происходит в реальной жизни? В реальной жизни – компьютерная игрушка “Дэнди”: сделал не так – и потерял “жизнь”. “Папа, да знаю я эти дроби! Да знаю я, как тут делить!” Знаешь – а сидишь и соображаешь по полминуты. А задержалась дольше десяти секунд – потеряла “жизнь”! Ты знаешь – но не умеешь, солнышко моё. Ну, попробуй, пройди эту игру. Хило?.. Так что вот тебе ещё лист, и учись проходить без потерь!

А что происходит в школе? А в школе мы ставим пятёрки… за что бы вы думали? За правильный ответ! Чтобы его получить, не нужно вообще никакого умения. К чему же мы готовим своих детей, братцы?..

4. РУССКИЙ ЯЗЫК: ГРАМОТНОЕ НАПИСАНИЕ ТЕКСТА

“Твоё лицо – отрОжение души!..”
Из любовного письма дочери

Мой Иван был блестящим теоретиком русского языка. Всегда пятёрки по правилам. Но построим графики его оценок по теории – и за диктанты. Ага: графики идут в разнос. Ясно: наш язык так же слаб до знаний и беспомощен перед умениями!

Я точно знаю, что грамотно пишу не потому, что выучил все правила.
Попробуем для начала определить, что же такое грамотность, и как она создаётся. А для этого надо ухитриться абстрагироваться от программы и учебников. Мне это удалось. Вот что получилось.

Чтобы правильно писать что-то, вовсе не обязательно знать, почему оно пишется именно так. Надо просто уметь его писать. Всё.

Слово просто слышится или видится в уме. Это – способность, умение. И это – банк памяти внутреннего компьютера. Способность развивается. Банк заполняется тренировкой. Вызубривание правил не даёт ни того, ни другого. Это как музыкальный слух: ты просто слышишь музыку в уме. Пока не слышишь - никакая теория не спасёт, хоть вызубри все гармонии и докторскую защити!

Значит, чтобы создать грамотность, нужно а) развивать внутреннее слышание слов (предложений), б) просто очень много – гораздо больше, чем принято в школе - писать и читать. До результата. Грамотность – тот же теннис или этюд Паганини.

Изучение правил – вспомогательная процедура. Правила имеют смысл только тогда, когда облегчают и упрощают наработку языковых навыков. Больше они ни для чего не нужны. В этом ключе их и стоит пересмотреть. Думаю, останется немного.

Могу предложить классный способ, развивающий внутреннее слышание. Его суть - опосредованное слушание. Я увлекался им после Щетинина, когда заглядывал в словарь древнерусского языка. Если не ошибаюсь, и в адлерской школе РО делали нечто подобное.

Берём слово, в котором сделана ошибка (или просто любое слово), и всей толпой подбираем к нему как можно больше родственных слов. Пусть даже - седьмая вода на киселе. Вокруг слова образуется солнышко других слов – “детей”. Вокруг многих из них – свои солнышки, “внуки”. Некоторые внуки обрастают “правнуками”. Внуки и правнуки могут оказаться настолько далёкими, что никогда бы не подумал! Например: смердеть – смрад – смород - смородина; тыл – затылок – подзатыльник; зрить – зрачок – озирать – озеро; дышать – дыхнуть – вдохнуть - вдох – дух – ух! – ухабы… и т.д.

Слово здесь прослушивается через родственные слова. Становится виден весь мир слова, вырисовывается его генеалогия, эволюция, судьба, место в языке. Слово делается рельефным, массивным, становится частью общего образа. Когда пришёл к “озеру” через “озирать” - так его и запомнишь: как ощущение простора, водной глади, которую озираешь – именно озираешь, свободно скользя взглядом и поворачивая голову! И уже никогда не забудешь, что в “озере” - “е”, а не “и”: память просто отмечает момент отличия. И дело уже не в “озере”: запоминается не просто слово – запоминается весь образ, а это – целый блок слов!

Кстати, это наталкивает на мысль, что ошибки – следствие непрояснённости, пропущенности слов. Интересно это проверить.

Я решил, что подтянуть грамотность проще всего, пиша (пися?) диктанты до результата. По сему поводу – два вывода.

1. Судя по всему, не так важно, с чего пишется текст: из головы, на слух или переписывается с книжки. В любом случае учебным продуктом будет безукоризненное написание текста за один раз. Если слово пропущено (то есть пишется с ошибкой), оно неверно пишется и с книжки. Действительно, переписывая, ребята часто делают те же ошибки, что и в диктанте! Это подтверждает мою гипотезу: очевидно, слово пишется так, как слышится в уме.

2. Диктант, ещё более, чем задачи, принято давать только для проверки. Процедура диктанта стандартна. Учим правила, потом пишем на слух. Естественно, ошибаемся. Ошибки подчёркивают и ставят трояк. Потом на уроке – “работа над ошибками”: в лучшем случае говорят, как правильно писать.

Бейте меня – я не вижу здесь и намёка на обучение. Тренировки – ноль. Значит, и навыка – ноль. Ну, и что же мы проверяем с помощью диктанта, коллеги? Явно что-то своё, сокровенное…

Вывод опять “парадоксальный”: прежде, чем давать диктант на проверку, нужно научить ребят грамотно писать именно этот текст! Хотя кому в этом случае нужна проверка? Диктант – не проверка, а чисто тренировочное упражнение.

Вот как мы писали диктанты.

1. Ребята слушают текст трижды, потом прочитывают сами его дважды, отмечая и запоминая по возможности трудные слова.

2. Первое написание на слух. Диктую обязательно обычной разговорной речью: внутреннее слышание должно быть сопоставлено в уме с обычным произношением – и должно стать независимым от него. Подсказывать диктовкой не приходится: всё равно работаем до результата!

3. Прочитав фразу не меньше трёх раз, киваю: можно писать. Если фраза длинная – читаю ещё. Надо, чтобы ребята не переспрашивали через каждые три слова. Наша практика додиктовывать во время письма – это новые ошибки и пробелы: голос учителя перебивает, заставляет отвлекаться – и в это время слова пропускаются! А то ещё объяснять что-то начинаем. Попробуйте включить новости и писать что-то важное. Именно в таких условиях пишут диктанты наши ученики!
Посему, диктовку и письмо строго разделяем во времени. Конечно, если забыл, можно переспросить, но это не поощряется.

4. Написав фразу, ученик тут же проверяет её и исправляет по возможности ошибки. На это даётся время. Важнейший момент! Именно тут создаётся навык видеть написанное – вырабатывается коммуникация, связь между написанным и воспринятым. Возможно, это главный навык грамотности. Похоже, в музыке это именно так.

5. Закончив работать над фразой, человечек стучит ладошкой по столу: “готово”. Дождавшись последнего стука, брякаю по столу я: “внимание, диктую!”. Сигнал необходим – иначе не успеют услышать первую диктовку: мало ли о чём думают. Учителя чувствуют это, но реагируют парадоксально: “Маша, внимание сюда! Витя, о чём ты думаешь? Тихо всем!” и т.д. и т.п. Естественно, этот словесный мусор увеличивает число ошибок.

6. Текст закончен. Теперь я его проверяю, и мы выполняем работу над ошибками.

7. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Для чего она нужна? Чтобы ошибок больше никогда не было!

Словарные слова просто, не мудрствуя, выписываются по 20-30 раз подряд, желательно - склоняя или спрягая. Проверяемые слова также многократно пишутся, но вместе с “родственниками”, в которых слышен нужный звук. При этом создаётся масса. Пример: раскалённый (10 раз), накАл – закАлка – накАливать – калина (по 3 раза) – масса: оранжево-красный раскалённый металл, красные ягоды калиныраскалённый (10 раз). Мы просто стираем ошибку – и всё.

Пунктуационные ошибки стираются также тренировкой. Это делается в два приёма. 1. Сначала ребята определяют, почему тут должна быть запятая (или её быть не должно). Если не могут сами – то с моей помощью. Я не требую теории: знание правил само придёт из практики! В общем, мы находим однородные члены, обороты, разные основы, подчинённые предложения и пр. Но это – только начало. 2. Теперь ты знаешь, почему тут нужна запятая: причастный оборот. Вот и придумай 5-7 предложений такого же типа – с таким же оборотом. Напиши их. Выдели, подчеркни этот оборот. Запятые ставь пожирнее. А теперь прочти мне их так, чтобы все услышали этот оборот. Выдели интонацией – услышь! Что-то неуверенно. Ну-ка, придумай ещё пять – и прочти “с запятыми”. Ага, чувствуешь? Вот теперь ты понял!

Думаете, это всё? Пардон, а как же учебный продукт?..

8. Вторая диктовка. Всё так же, как и в первый раз: стучим ладошками по столу. Обычно ошибок меньше в 5-7 раз, но остаётся одна-две. Вот они, самые упрямые, невидимые, неслышимые, непонятые слова! Делаем над ними особо тщательную разборку и стирание.

9. И диктуем в третий раз. Ага: ни одной ошибки. Вот это – РЕЗУЛЬТАТ ДИКТАНТА. Всё, молодцы! Получите зарплату.

Сколько раз нужно диктовать? ДО РЕЗУЛЬТАТА. Но если получается больше трёх, значит, нарушена постепенность - не тянут ребята! Нужно срочно упрощать тексты и вдвое уменьшать объём.

Пишется диктант каждый день. Если тексты брать из одной книги, уже через две недели количество ошибок в первой диктовке уменьшается вдвое-втрое! То есть грамотность повышается реально. Значит, именно такой диктант и является обучением.

Теперь напрягите воображение. Пожалуйста, представьте себе человечка, который работал, сопел - но получил этот результат. Ни одной ошибки. Несколько открытий. “Получилось!” И тут же представьте человечка, которому простили две-три ошибки - и не дали третью диктовку. Посадите их рядом и посмотрите, кто какими глазами будет на кого смотреть. Видите?! А теперь посадите рядом с ними вашего, у которого очередной трояк за диктант… Это – ответ на вопрос, нужно ли так “зверствовать”.

Нет, братцы-развиватели, это НЕ НАТАСКИВАНИЕ. Натаскивание – это бездумное, механическое повторение. Топтание поверх пропущенных слов и навыков. Имитация овладения предметом. Оно не создаёт способность – оно создаёт роботов. Натаскивание и грамотная тренировка – совершенно разные вещи!

Можно сказать определённо: грамотность зависит не от количества диктантов. Он зависит от количества диктантов, доведённых до результата. Никогда не добиваясь грамотности написания, как продукта – на что надеетесь вы, коллега?..

Можно добавить: вряд ли стоит писать сочинение на тему, пока грамотность по этой теме не достаточно наработана. Ребята будут отвлекаться на грамотность, напрягаться по поводу запятых и каждого пятого слова – до сочинительства ли тут?! Напишите хотя бы пять-семь диктантов по “Недорослю” - тогда и сочинение по Фонвизину покатит, как по маслу. Классный, естественный метод – нарабатывать русский через литературу. Продаю бесплатно. Действительно, кто додумался разъединять эти предметы? Они же – одно целое, один просто дополняет другой. И мы не используем их явную взаимную созидательность! Симптом-с. Вот до чего можно дойти в школьной рутине…

Домашнее задание: подумайте-ка сами о том, что есмь результативное сочинение. Даю намёк: сочинение – это как задача в математике. Его смысл вовсе не в грамотности текста! Грамотность – только обслуживающий инструмент, операционный навык – как навык вычислений.

Это показательно. Как видим, в каждом предмете есть операционные навыки - и навыки смысловые, интеллектуальные. Без первых невозможны вторые, но операции – всего лишь обслуга для интеллекта. Если чётко различать и правильно оценивать эти аспекты, обучение видится на порядок яснее. Например, становится видно: в истории, географии, биологии, в большей части химии, физики и литературы операционные навыки практически отсутствуют. Значит, нужно или их туда привнести, или заменить обучение приобщением – а это совершенно другое занятие.

5. ОЧЕНЬ ПОСТЕПЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Здесь я вкратце упомяну о примерах упражнений, которые развивают “отсутствующие” способности незаметно и без напряга.

Развиватели могут сразу объявить, что без напряга – значит, в игровой форме. Не буду спорить. Игра – гениальный способ развития. Но, во-первых: у вас есть игра для развития навыка вычитания? Или сложения простых дробей? Или исполнения арпеджио? Во-вторых: если постепенность выдерживается, всё непонятное проясняется и массы достаточно, то никаких напрягов не бывает, а результат достигается гораздо быстрее. Стоит ли придумывать эту игру в каждом случае, когда ученик должен что-то суметь? Не думаю. Дети могут просто работать, и продуктивная работа им нравится не меньше игр.

Прежде всего: как определить, где есть неспособность, дырка, пропуск? Очень просто. Об этом говорит ЛЮБОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ ученика. Даже небольшая задержка, хроническая запинка. А тем более – симптомы препятствий. Увидев сию клиническую картину, посмотрите, в чём загвоздка.

Ага, в примере: 3 - 7* 2,7 = . Теперь надо конкретизировать проблему. Даём тесты (несколько простых примеров на время) на всё, что тут есть: умножение на десятичную дробь, порядок действий, знаки (вычитание большего из меньшего). Загвоздка в умножении на дробь? Ну-ка, проверим умножение на семь. А теперь – на десятичные дроби. Затор! Проверим сами дроби – пусть нарисует, определит слово. Ага! Вот оно. Можете просто показать, как решать – зачем нервы портить? А сами - за стол, и сочиняйте листы. Человечек дробей не сечёт! Это большая тема, и одним листом не обойдёшься. Но за неделю можно дать то, что в школе за год дать не сумели!

И в листах, и в упражнениях главное – постепенность.
Саша Зудин – талантливый математик и психолог. Это он заметил, что вычитать и делить – труднее, чем складывать и умножать. Вот как он решал эти проблемы.

“Выбери цифру. (9.) Хорошо. Ты можешь отнять от неё единичку? (Да.) Отними. (Пишет: 9 –1 = 8.) Хорошо. Выбери другую цифру. От неё можешь отнять единичку? Отними. Получилось? Отлично! И т.д. – со всеми цифрами. Внимательно наблюдаем за человечком: если делает легко – идём дальше, если же напрягся, поморщился, задержался, стал тереть глаза или отвлёкся – тут есть дырка, и нужно её стереть несколькими повторениями.

Пройдя цифры, отнимаем единичку от двузначных чисел на выбор. Потом от трёхзначных. Потом в том же порядке отнимаем двойку, потом тройку и все остальные цифры. И каждый раз – это главное! - стираем любую задержку.

Здесь мы не отрабатываем навыки вычитания. Мы стираем страх перед вычитанием – и всё. Для этого достаточно единички, двойки и тройки. Остальное - для закрепления способности вычитать - можно вынести в контрольный лист.

Главное тут – добиваться лёгкости и быстроты. Чем дальше, тем легче и быстрее будут проходиться шаги. Возможно, человечек испытает какое-то озарение, или просто улыбнётся – тогда работа закончена. Сколько она длится? С кем-то час, а с кем-то и трижды по часу. Но если простое упражнение вязнет, дырку надо искать где-то раньше!

В ЯЗЫКЕ всё точно так же. Например, камень преткновения – безударные А и О. Пролистаем орфографический словарик, скажем, на К, Н и Р, и пометим все слова с этой орфограммой. Теперь – постепенность.

Слова, в которых гласная проверяется множественным числом. Пусть человечек сам вслух проверяет – и пишет слово правильно. Обязательно подтверждайте верный ответ - ведь это ЕГО ответ! Вы увидите, как быстро растёт скорость проверки. Когда все запинки исчезли – достаточно. Теперь, для азарта, можно пару десятков слов дать устно: слово – проверка-ответ. Пусть почувствует – поймал, овладел, это просто!

Теперь - слова, проверяемые образованием глагола. Потом – образованием родственного слова. И т.д. и т.п. Думаю, полсотни слов достаточно для каждого шага.

Заканчивать работу над орфограммой хорошо диктантом. Предлагаю классный учебный приём: диктант-бомба. Это – белиберда почти из одних слов на пройденное правило. Потому и бомба: очень трудный и бьёт в цель. Чем смешнее и глупее – тем эффективнее для грамотности. Если в стихах – ещё лучше запоминается. Помните “Гнать, держать, смотреть и видеть…”? Это МЕТОД! Гениальный метод. Не понятно, почему он применяется только к исключениям. Нужно на любое правило насочинять таких абракадабр! Надеюсь, кто-нибудь это уже сделал. Например:

“Нам ничего не возвратить, нам никуда не ускакать,
Никак ни в чём не наследить, нигде ничем не нашвырять.
Не будем драться ни за что. Не стоит крякать невпопад!
Куда ни кинь – ни то, ни сё. Куда ни плюнь – не тот расклад.
Не прошибить – невпроворот. Недокумекать невзначай.
Ни дня, ни ночи напролёт не жди, не каркай, не встречай!
Не глядя – нечего терять. Но, несмотря на педсовет –
Навскидку нелегко понять: зачем мы пишем этот бред?!”

Ясное дело, такая “бомба” пишется до результата.

Путём грамотной постепенности можно развить всё, что угодно. Даже музыкальный слух. Я много раз наблюдал, как он развивается. Но это – отдельная тема. А сейчас хочу привести более предметный пример. Однажды я написал для сына учебный курс “Как спеть песню под гитару”. Курс сработал, как часы – песня спелась. Она споётся, даже если нет слуха и гитару никогда в руках не держал.

Главное: тут была верно определён продукт. ЧТО КОНКРЕТНО МЫ ХОТИМ? Спеть одну любимую песенку, аккомпанируя себе на гитаре. Это – конкретное умение, и его легко представить в виде лесенки навыков. А вот “научиться играть на гитаре”, “петь песни” или, тем паче, “научиться музыке” - это абстракция. Потому музыкальные школы и вязнут: не видя точного продукта, невозможно изобрести технологию его получения.

Распечатка курса быстро исчезла в недрах школьной музыкальной студии, но сохранился краткий конспект. Вот он.

Стратегическая постепенность: сначала спой одну песню – отработай навык разучивания песни. Тогда другие пойдут проще.

Учебная постепенность проста. 0. С моей помощью выбери самую простую из твоих любимых песен.
1. Найди настроенную гитару.
2. Напиши слова через строчку и выучи наизусть.
3. Научись прохлопывать ритм песни.
4. Научись свободно петь песню, прихлопывая ритм правой рукой.

Теперь отрабатываем аккорды. Их не надо выучивать – надо научиться извлекать. Рисую схемы аккордов с буквенными обозначениями. И – вперёд, до мозоликов!
5. Берём первый по тексту аккорд. Ставим пальчики по схеме и проводим по струнам. Делать до тех пор, пока каждая струна не будет звучать уверенно чисто.
6. Быстро ставим сразу все пальчики на аккорд. Работать до быстрого чистого извлечения звука.
7. Отрабатываем чистое, а затем быстрое звучание со следующим аккордом. Потом – со следующим. И так – со всеми.

При достаточной настойчивости на это нужна всего неделя. Мозолистые, плотные кончики пальцев левой руки - обязательный “навык тела”, без которого извлечь звук из гитары невозможно. К концу недели аккорды начинают звучать, уверенно браться, пальчики перестают болеть и уплотняются на концах.

Думаете, это уже игра? Нет!
8. Теперь тренируем переходы аккордов с одного на другой. Переход – свой навык руки: надо быстро сменить позицию пальцев. Итак, тренируем переход с первого аккорда песни на второй – до полной чистоты. Потом переход со второго на третий – до чистоты. И так – все переходы. Уже хочется петь всю песню! Не возбраняется, но помни: если песня увязнет и потонет в ошибках, то только потому, что ты не доработал какой-то шаг до конца!
9. Поём первую строку песни. Только первую. На каждую сильную долю – бряк по струнам большим пальцем сверху вниз, и никаких импровизаций с ритмом! Рано. Чистота мелодии также не обязательно – пойте, как поётся. Результат: легко спеть первую строчку, не сбиваясь на смену аккордов, не замедляя ритм. Так же отрабатываем вторую строчку. Потом – остальные.
10. Соединяем все строчки в куплет – до свободного исполнения куплета.
11. Так же разучиваем припев.
12. Поём уверенно всю песню целиком.
13. Вот теперь можно пробовать подбирать ритм для правой руки! Теперь это не помешает, не вызовет ступор. Отрабатываем ритм.

Теперь – главная, финальная часть работы.
14. Исполни песню десяти друзьям. На десятом друге увидишь: всё, овладел, поётся! Продукт: совсем перестать напрягаться и получить удовольствие от своего исполнения. Вот теперь я ставлю подпись: работа закончена!

< Назад Далее >

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2017