На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Что делать с познавательными предметами Написать письмо

 

Мои новые книги

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

ГЛАВА 4

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

А ты, Петров, у нас самый умный?
Кто, я?
Ну не я же!

Тут я просто разглагольствую на тему – душу отвожу.

ИСТОРИЯ И ПРОЧЕЕ

1. Прежде всего – раскроем глазки и встряхнёмся. Чему мы учим?! Это же стандарт 30х годов. Наша программа – свалка старого хлама. Мне это напоминает армейские сборы запасников. В этом году их опять заставляли разбирать и собирать давно сломанные полевые радиостанции. Если их собрать в кучу со всей дивизии, то всё равно один сотовый затмит все их возможности. А сотовые – у каждого в кармане.

Химия давно автоматизирована. Физика работает с психической энергией. Ребята изучают устройство радиолампы, походя пользуясь компьютером. Может, лучше изучать микросхемы?.. Биология давно переросла и опровергла Менделя и Опарина. Медицина стала наполовину восточной, но и в таком виде активно вытесняется самооздоровлением. История, с очередной сменой власти, пересмотрена в корне - даже если не принимать всерьёз новую хронологию Фоменко. Географии давно пора стать видом туризма. Литература уже почти полвека не сводится к русской классике! Музыка уже выросла из традиционной классики, как дерево из семечка.

Материализм перестал спорить с идеализмом и тихо свалил в туман. Границы стремительно теряют смысл. Самыми остро необходимыми в жизни стали знание реальных прав и законов, английский язык, пиар, основы бизнеса и маркетинга. Вокруг давным-давно творится такое, чего наши учебники уже не в состоянии понять по причине старческого маразма.

То есть школьную программу, как социальное явление, вообще нельзя расценивать всерьёз. Это я к тому, что никакое творчество её не ухудшит!

2. Мне кажется, чисто познавательных предметов быть не должно в принципе. Потому что нет в жизни никаких “познавательных” дел! Всё приходится уметь, как это ни прискорбно.

Посему и история с литературой, и биология с географией, и физика с химией видятся мне как программа полезных навыков. Эх, какими интересными будут эти курсы! Аж самому хочется их написать! Жаль, что в истории и географии я – пень пнём. А вот о биологии и химии можно всерьёз подумать.

Примеры навыков литературы я уже приводил. В остальных предметах – то же самое. Пожалуй, труднее всего представить навыки в истории. Ну, в порядке бреда, это видится так.

Собственно, история – это мнение очередной власти о том, как мы должны видеть прошлое, чтобы быть образцовыми гражданами. За последние двести лет история России переписывалась несколько раз. При этом сжигались все архивы, церковные летописи и записи. Наши деды помнят, как перед войной наше краеведение было фактически уничтожено и заменено советским, “марксистско-ленинским”. И для послевоенного поколения – для нас - революция и социализм стали безотносительным, абсолютным благом. Наконец, всего двадцать лет назад опять всё поменялось, и теперь научный коммунизм видится как досадная опухоль в истории болезни великой православной Руси. Ясно, что и это видение истории столь же тенденциозно. Возможно, скоро мы начнём воспевать Русь языческую – и история снова поменяется. Воистину, “наше прошлое непредсказуемо”. Вывод? Историей надо заниматься не ради фактажа: он противоречив и играет второстепенную роль.

А зачем же изучать историю? Очевидно, чтобы понять, как развивалось общество – и как оно будет развиваться. Понять, что определяло жизнь людей раньше – и что её вообще определяет. Увидеть, что на планете были и есть общие ценности – и почувствовать себя землянином.

Сейчас, на наших глазах у истории появляется научная база – физические законы времени-пространства, математические законы развития, моделирования событий в прошлом и будущем. Кстати, доказано, что прошлое в принципе немоделируемо. Чем дальше в прошлое – тем меньше вероятность воссоздать события. И материальные находки только запутывают дело.

Думаю, в научной хронологи немало полезных навыков.

Археология – куча других навыков: поиск, раскопки, работа с экспонатами, сравнительный анализ и прочее. Для практики – полный простор! Уверен, краеведческие музеи будут только рады помочь.

Работа с архивами – своя профессия. Сейчас многие интересуются своими родословными. Тут есть, чем заняться.

Палеонтология – своя сфера навыков. Тут есть и лабораторные методы, например, радиоуглеродный анализ. И – полная неопределённость выводов!

Работа с исторической гипотезой. Сбор и систематизация данных. Сравнительный анализ. Генеалогия языков, художественных и архитектурных стилей, история развития любой деятельности. И т.д. и т.п. и в.п.

Итак, учебный курс – это система полезных навыков. А теория, как ей и положено, просто обслуживает и дополняет навыки. Мечта идиота – чтоб ребята в школах делом занимались, а не задницы просиживали. Поверьте, одно это снимет кучу “серьёзнейших” проблем – в том числе сведёт на нет детскую преступность, болезни, наркоманию. Подобную школьную систему придумал Володя Ланцберг, и о ней я ещё упомяну.

3. Совсем не обязательно давать познавательные предметы всем и в полном объёме. Щетинин был прав: кто-то должен изучать их углубленно, а кто-то - ознакомительно. Человек должен иметь выбор – куда развиваться. По-моему, время стандартных интеллектуальных болванок уже кончилось. А если ещё нет – надо его кончить!

4. А в реальной школе? Очень просто. Нужно чётко разделить обучение и приобщение – и заниматься то тем, то этим, не путая одно с другим. Если обучаешь – работа на результат, развитие навыков и - никаких компромиссов. Если приобщаешь – народ должен визжать от восторга, соучаствовать, спорить, соревноваться, творить и – никаких оценок, условий и ограничений. Примерно так я и преподавал биологию: лекции и викторины – приобщение, лабораторные и контрольные – обучение. И всё как-то нормализовалось само собой. Теперь понятно, почему!

ГЛАВНОЕ О ПРИОБЩЕНИИ

Главное в том, что у нас на планете есть великий профессиональный приобщатель – Вадим Александрович Левин. Детский поэт, писатель, педагог, психолог. Автор системы приобщения к искусству, приобщатель к литературе и создатель программной детской библиотеки для приобщения. Мы познакомились, когда он проводил семинар в Адлере, в школе развивающего обучения. Сейчас он, по-моему, в Германии, и я ещё не восстановил с ним связь. Найду его – напишу отдельное эссе. А сейчас – то, что помню.

Приобщение по Левину строится на двух принципах.

А. В основу приобщения Левин грамотно положил постепенность. Базовую постепенность творческого развития – закон фазового развития Выготского. Суть его проста. Осваивая что-то, мы проходим три фазы. 1. Манипулируем – знакомимся с помощью чувств: тискаем, нюхаем, пробуем, тормошим, балдеем от новизны, а потом привыкаем – перестаём бояться. 2. Опредмечиваем – просекаем смысл, роль и пытаемся применять. Нечто из просто чувственной реальности становится для нас предметом. 3. Общаемся (творим) – научившись применять, выражаем себя с помощью этого. Творчество по природе коммуникативно – это вид самовыражения, рассчитанный на отклик.

Фазы по-разному замотивированы: манипулируем мы ради новых впечатлений, ощущений, узнавания; опредмечиваем, чтобы почувствовать власть, способность, “Получилось!”; общаемся, чтобы получить восторг, понимание, поддержку. Меняется в зависимости от фазы и самооценка: сначала – “Я хорошо играл, участвовал, был!”, потом - “У меня хорошо, правильно, точно получилось!”, и наконец – “Я интересен, нужен!”.

Здесь важно отметить: нельзя опредмечивать, не доманипулировав до конца. Невозможно общаться, пока не закончено опредмечивание. Нарушение постепенности сразу создаёт препятствия со всеми их симптомами – и развитию крышка! Осваивая что-то, ребята сами показывают конец фазы: например, начинают выдумывать новые правила, проигрывать следующую фазу.

Видите? Опять: главное – постепенность. Нет, определённо пора похоронить наконец поурочную программу – именно она запрещает постепенность, а значит, и само развитие!

Б. Восприятие – другая сторона искусства. Не менее важная, чем творчество. Настоящее восприятие – это сотворчество. По-настоящему наслаждается искусством тот, кто может представить себя на месте автора. Невозможно учить творить, не обучая воспринимать.

Восприятие изуродованных школой людей искажено установками, тенденциозно и обрывочно. Маленькие дети воспринимают правильно: цельно, непосредственно и самобытно. Им не хватает только владения общепринятым языком искусства.

Отсюда – две параллельных педагогических задачи. 1. СОХРАНИТЬ в неприкосновенности (или развить, если надо) цельность, самобытность и непосредственность детского восприятия. 2. ОБУЧИТЬ языку и средствам искусства, ввести в мир творчества.

Складываем А и Б, и получаем “надстройку”: развиващие игры, приёмы и методы для каждой фазы. Это накладываем на “базис”: подборку высокотонной, качественной детской литературы - которую детям интересно читать, в отличие от школьной программы. Получаем систему приобщения для начальной школы. Результаты: к концу начальной школы ребята имеют развитый вкус, умеют наслаждаться литературой, тонко чувствуют стихосложение и прозу и весьма свободно сочиняют сами.

За подробностями прошу к Левину.

А здесь хочу привести пример благотворного воздействия системы Левина лично на меня. Пардон за выпендрёж, но уж очень вспомнить приятно!

После семинара мы ещё дня три общались, философствовали, читали и анализировали стихи, играли в игры. Вадим Александрович подписал мне свою книжку:

“Когда б я был из толстосумов, и обладал солидной суммой,
Уж не сидел бы мой Курдюмов на берегу с печальной думой…”

Вдохновившись, я накропал ответ, подражая звукописи:

“Блажен, кого на пляж зовут дела.
Однажды, важно обнажив тела,
Мы брякнулись в тени, на галечке ядрёной,
И дрёмой разбавляли трёп мудрёный.
Колечки мыслей бриз нёс не спеша во вне;
Стройна, как кипарис, Татьяна шла к волне;
Тюленем, словно сам водой водим,
Плыл Левин “не Владимир, а Вадим”;
Ласкательную сказку пели волны,
Касаясь тихо тела Эллы Львовны;
Идеи не сдержав, я там и сам
Балдея, возлежал и там и сям.
Когда б мой Левин был из толстосумов,
Я б, млея в лени, ни о чём не думал.
Но я сидел. Высоких. Полон. Дум!
Хвала Всевышнему, что он – не толстосум!!!”

 

ГЛАВА 5

НАГЛЯДНЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ

В Балакове у меня выработалась система поурочной оценки работы учеников. Ребята не были пассивной слушающей толпой. Каждый человек знал, что может мне ответить – и каждый получал от меня подтверждение. Это решило важнейшую проблему – проблему общения. Но я мог бы ещё втрое активизировать работу ребят, если бы повесил всю их успеваемость на стенку! Жаль, что тогда не додумался.

Наш ум устроен, как уже говорилось, весьма глупо: оправдательно. Вот ещё пример тому: мы очень любим обсасывать и обмозговывать любую неудачу. Часто мы тратим на это львиную долю времени – и рабочего, и личного. Любую планёрку, собрание, педсовет, конгресс или форум, любую нотацию, выговор, нравоучение, жалобу, проповедь можно озаглавить: “Почему это плохо и как это исправить”. И, как бы между прочим - “почему мы в этом не виноваты”.

Мы привыкли говорить, слушать, писать и выступать о проблемах. Это называется “рассуждения о низких показателях”. Пресса и политики заняты этим профессионально. В этом не было бы крамолы, если бы проблемы от этого исчезали. Но они только пухнут и размножаются! Почему? Потому что ЛЮБЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ НИКОГДА НЕ ПОВЫШАЮТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

“Ну почему!?” Потому что показатели повышаются только благодаря способностям и правильным действиям. А рассуждения – это маскировка неспособности и бездействия. Мы маскируем свои проблемы от себя – чтобы, упаси Бог, не лишиться их, любимых!

Когда нас кормят рассуждениями вместо того, чтобы помочь - это раздражает. Когда тем же самым заняты мы – почему-то нет. На уроках мы можем рассуждать по полчаса. Вещание знаний – вид рассуждений, коллеги. Оно не повышает главный показатель учеников – способность делать.

Почему мы так любим рассуждать о проблеме? Потому что боимся увидеть её в лицо. Между тем, проблему легко сделать видимой. Нужно просто начертить график динамики вашего показателя и повесить его на видном месте. Например, графики успеваемости всех учеников. Не хочется?.. А что я говорю: боимся!

Дело в том, что любая разумная деятельность имеет свой продукт, который можно выразить в простых цифрах. Большинство учителей будут до хрипоты спорить, что конкретного продукта у них нет и быть не может. Пусть спорят – именно поэтому он и не появится.

Представьте: на стенке в классе – страницы журнала в виде графика. Ордината – от нуля до пяти, абсцисса – учебные дни. Всем всё видно. И всё встаёт на свои места! Тут не скроешься, не исправишь, бесполезно дёргаться и рассуждать – все оправдания вянут и блекнут, не успев сотрясти воздух.

“Чего ты выступаешь? График свой давно не смотрел?”
“Лёха, ты чё, в натуре? Из троек на пятёрку сиганул! Смотри, башку не разбей! Да у него уже шишка должна быть!”
“Простите, Мариванна, вот когда у меня график упадёт, тогда кричите на меня, сколько хотите”. Впрочем, ни одному учителю в трезвом уме не придёт в голову грубить тем, чьи графики выше всех!

Наглядность показателей творит чудеса. Тут сразу кончаются уравниловка, несправедливость, натяжки, симпатии. Не нужны убеждения, увещевания, запугивания, искусственные стимулы. Как-то в одном швейном цеху установили американские машинки: сделал операцию – на мониторе сразу высвечивается, сколько денег заработал. Производительность сразу подскочила вдвое. Никто ни минуты не рассуждал! Вот это – реальное повышение низких показателей.

График показателей – это проявленная фотография вашей проблемы. Именно теперь вы видите а) себя на деле, б) себя в сравнении, и главное – в) видите, каким образом влияете на свой график! Журнал – это сокрытие показателей. Вы туда сами заглядываете как можно реже. Ум – ещё худшее место. В уме любой показатель тут же маскируется кучей оправданий – и уходит из поля зрения. Чтобы он никуда не делся, его нужно прикнопить к стенке – сделать точкой на графике. Вот теперь не уйдёт!

Не увидев свои показатели, мы никогда их не улучшим. Проверено.

И наоборот: вы не представляете, какой колоссальный эффект даёт привычка отслеживать показатель. Она даёт способность управлять показателем! Тоже проверено!

Итак, ясно: показатели должны быть видимыми.

Однако, оценки вряд ли годятся в качестве показателей. Они слишком необъективны по своей природе: ставим-то их мы. Кроме того, они означают, что ученика недоучивают. Пока есть оценки, не будет продукта обучения. Посему, если есть продукт, отслеживать надо реальное продвижение учеников по курсу. Получится диаграмма. Отработал ступеньку курса – шаг вперёд. Иди вверх – ещё нагляднее.

Видимо, есть много способов отслеживать учёбу. Можно выбрать оптимальный для себя, для своего предмета. Но если мы говорим о настоящей РАБОТЕ, нам никуда не деться от АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. И если это честная работа, показатели должны быть видны всем.

* * *

Слава Богу, это был мой последний камень в огород “самой почётной профессии”. Да… Вот это нашвырял! Не огород, а сплошной рокарий! Кстати, нехилая мысль.

Коллеги! Может, хватит вскапывать мозги, окучивать души и сеять взятое из учебников просроченное “разумное, доброе и вечное”? Затравили ведь всё ядами окончательно! Умственный радикулит заработали. И ради чего? Пара ведер чахлых помидор с ослабшим к выпуску интеллектом. Кончай пахать, коллеги! Как садовник говорю - это не работает. Нам не нужен огородик, забором огороженный. Нам нужен лес – лес способностей! Он могучий и независимый. Он позаботится и о себе, и о нас.

Сейчас мои трое – студенты. И я отчётливо вижу: всё определяют именно их способности. Это очень серьёзно, братцы. Способности, которые нам удалось не грохнуть, и умения, которые удалось развить – это всё, на что мы можем рассчитывать в отношении наших детей! И это всё, на что могут рассчитывать они сами.

1992-1996-2003 гг. Азовская, Ник ==

< Назад

Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске