На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения? Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?

Нужны ли образованию дополнительные деньги?

Количество музыкальных школ и разных курирующих организаций продолжает расти. В статьях любого музыкально-педагогического сообщества вы прежде всего найдете слова о важности музобразования и спасения музыки как искусства. Но, несмотря на это, большинство  людей в нашем мире музыкально безграмотны. То есть - не владеют ни одним инструментом, не способны читать нотный текст, петь по нотам и записывать музыку на бумаге.
На самом деле, не трудно давать музыкальную грамотность даже в общеобразовательных школах. Достаточно внедрить в школьную практику эффективные методы обучения. Однако у школ иное мнение. Чтобы спасти музыку, дескать, надо  закупать больше книг и музыкальных инструментов, проводить намного больше уроков, а также постоянно разъяснять родителям, администрации и правительству, как важно музыкальное образование. А то, почему усердно спасаемое музыкальное образование почти никого не образовывает, считается неприличной и оскорбительной темой.

Сотни тысяч педагогов заняты кипучей деятельностью: они проводят миллионы часов с учениками, собираются на своих  конвенциях, рассылают красочные брошюры о влиянии музыки на мозг человека, издают ноты и книги, организуют марши в защиту музыкального образования. Это продолжается почти век! Казалось бы, такие усилия должны на порядок улучшить результат   музыкального образования.  Однако результат всё тот же:  музыкально безграмотное общество. 
Наши дети растут без живой музыки, мамы не могут сыграть им колыбельную, воспитатели  детских садов не умеют сыграть детворе простейшие детские песенки, подростки не могут записать на листке бумаги собственную мелодию. Результат – общая неспособность слушать хорошую музыку. В радиоприёмниках, плеерах и на эстраде тотально преобладают самые примитивные формы музыки. Общество давно не рождает новых «моцартов и бетховенов» - и вообще теряет интерес к серьезной музыке.
А разве нужно, чтобы все владели музыкой на уровне студентов музучилищ?! – спросите вы. Отвечаю: не просто нужно, но и вполне ВОЗМОЖНО. Вы ведь не удивляетесь, что все умеют говорить и  читать?.. Уверяю вас, играть или петь по нотам намного проще, чем научиться читать!
Вопрос эффективности обучения – самый больной для педагогов. Стоит заговорить об этом, и разговор быстро переводится на тему субсидирования музыкальных программ: вот, раньше денег было больше – и обучали лучше, а сейчас совсем сократили субсидии! Но позвольте: если раньше нам платили больше, почему же мы не научили музыке своё поколение? То, из которого вышли музыкально безграмотные президенты, равнодушные к музыке сенаторы и конгрессмены?
Если бы дело было только в деньгах, результат педагога зависел бы только от зарплаты! Но он зависит от метода и таланта учителя. Среди нас есть новаторы, творческие люди.  Они намного результативнее остальных – за те же деньги!  Конечно, педагог должен быть вознаграждён сообразно высокому результату. Но если нет продуктивного метода, результат не выдашь! Субсидии – это всего лишь удобрения. И мы надеемся на всходы, забыв посеять семена.
Возможно, моя мысль покажется кощунством, но мы – музыкальные педагоги – имеем по заслугам. Музыкальное образование будет беднеть и уменьшаться  -  до тех пор, пока мы не научимся учить детей эффективно. Таков справедливый закон рынка: неэффективная работа так же и оплачивается. И если музыка еще не вычеркнута из школьных программ, то только благодаря вере людей в важность музыкального образования.
Говорят, школьные учебники давно устарели. И всё же, химия основана на Таблице Менделеева, а не на «средневековой алхимии», математика - на таблице умножения, а не на римских числах. А в основах музыкальной педагогики и сейчас полный разброд. До сих пор педагоги спорят, как правильнее называть ноты: «звуками» – До, Ре, Ми или буквами алфавита – А, В, С; что такое  музыка - язык или вид искусства, и что есть музыкальное образование – разговоры о музыке или само музыцирование. При этом почему-то принято считать, что музыкальная педагогика давно сформировалась и все, что остается делать учителю – это выбрать подходящий курс обучения и работать с учеником, ни о чём больше не задумываясь.
Я всё же задумалась, и могу ответственно сказать: наша музыкальная педагогика находится на уровне средневекового обучения грамоте, когда читать и писать умели единицы. В подтверждение моих слов приведу небольшую цитату из книги "Образование в Нидерландах: история и современность" известного нидерландского историка Нан Додде
(Нан Додде. Нидерланды.  «Педагогика народов мира: История и современность», М., Педагогическое общество России, 2001)

"На начальном этапе обучение в приходских школах для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет было целиком основано на запоминании. Книги были слишком дорогими, и чтение было доступно немногим. Большинство учеников после трех лет обучения не умели читать. Читать... учили букву за буквой, слово за словом. Преподаватели показывали карточки с буквами, слогами и словами. ...Ученики мысленно соединяли звуки и буквы и называли их.
...Правилом средневекового обучения было сначала запоминание текстов, а потом их понимание. Это относилось не только к чтению по слогам и к начальному чтению, но и к продвинутому чтению. Доказательством умения читать являлось прочтение произведений классических авторов, таких, как Цицерон, Овидий, Стаций и Вергилий. Отрывки произведений этих авторов тоже надо было заучивать наизусть. Память учащихся служила им своего рода личной библиотекой."

Прошло несколько столетий. Многое изменилось в человеческой цивилизации. Основам математики и языка мы учим всех, независимо от способностей. Но музыкой люди пользуются не меньше и тем не менее музыкальное обучение по-прежнему доступно только избранным. Я не знаю ни одного современного курса, который мог бы сделать музыкально грамотным любого человека. Общество даже не представляет, что может быть иначе.
Потерять можно только то, что имел. Пока человек музыкально необразован, он не будет бить тревогу по музыкальной грамотности! До тех пор, пока все наши дети не начнут читать и писать на музыкальном языке, нас будут медленно сокращать и вытеснять из школ.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2017
Доставка цветов в Новосибирске