На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Учить или снабжать? Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Учить или снабжать?

И вот наконец моя методика отработана и отшлифована. Целые классы свободно играют на фортепиано, читают текст, поют по нотам и записывают мелодии! Но никого, никого это не заинтересовало. С каким колоссальным трудом я привлекала прессу к своим занятиям! Но они даже не понимали, что происходит. И это, увы, естественно: сами журналисты – такие же выпускники школ, и музыкальное образование для них - пустой звук, нот почти никто не знает, и материал об этом никому не интересен.
Пришлось делать «цирковые трюки»: в прямом эфире я за 15 минут учила детей играть двумя руками.  Или демонстрировала моих трёхлетних, даже двухлетних учеников, играющих Баха!  Но не добилась глубокого интереса даже от профессионалов. Мне не позвонил ни один преподаватель музыки!  Уверенность в том, что музыка – для одарённых, и работать нужно только с избранными, стала второй натурой педагогов. Идея всеобщей музыкальной грамотности для них – не более, чем красивая сказка.
И вот, расписавшись в своём методическом бессилии, музыкальная педагогика сделала ставку на «hardware» – матчасть: инструменты, аппаратуру и музыкальные аксессуары. Они, якобы, и способны приобщить к музыке широкие массы. Не спорю – возиться с ними приятно! Но купите себе хоть самый дорогой рояль и все инструменты симфонического оркестра – у вас не прибавится музыки. Сыграть что-то без нот может только редкий человек с прекрасным слухом. Всем остальным необходимо читать ноты!
Музыкальная грамотность людей – единственная и незаменимая движущая сила музыкального прогресса. Но и тут тоже: накупите груду учебников и нотной литературы – у вас не прибавится грамотности. Грамотность – это эффективный метод прежде всего.

Можно тратить новые миллиарды долларов на новейшую аппаратуру и инструменты для школ, на проведение тысяч конвенций и презентаций. Можно ввести в школах шесть часов музыки в неделю, можно завалить школьные районы бубнами и барабанами. Но до тех пор, пока мы не научимся эффективно учить каждого ребенка петь по нотам и читать с листа, играя пьесу обеими руками - все эти деньги будут пущены на ветер, как это и было до сих пор. Если уж вкладывать время и деньги, то в эффективную методику обучения музыке, как языку. И особенно в условиях обычной школы.

Уроки МУЗЫКИ и уроки О МУЗЫКЕ: одно мешает другому!

Сын моей знакомой – сочинитель песенок в стиле поп. Недавно она наивно воскликнула: «Я не понимаю, как он может быть таким великим композитором! Он же не учился музыке и не знает нот!» - и гордость в ее словах затмила недоумение. Другой мой знакомый - диск-жокей – искренне уверен, что является  музыкантом и «создает музыку» не хуже каких-то там дирижеров и исполнителей.
Оба они обмануты нашим музыкальным образованием. Нечто околомузыкальное, чем они занимались в школе, даже не приближаясь музыкальному языку, называлось «уроками музыки». С ранних лет мы врем детям, что музыка – это пение песен, ритмичные движения, игра на шумовых инструментах и рассказы о композиторах. И вот люди, способные лишь придумать и напеть несложные попевки, становятся «великими композиторами», а диджей, жонглируя позже этими песенками, становится «великим  музыкантом».
Господа, внесём ясность: король голый! МУЗЫКА – вовсе не то, чем занят диск-жокей. Называйте школьные уроки как угодно, но только не уроками музыки!

Уроки музыки – это обучение:
- беглому музыкальному чтению в как минимум Скрипичном и Басовом ключах одновременно,
- музыкальному письму,
- умению петь по нотам,
- умению играть по нотам двумя руками.
Конечный результат обучения музыке – музыкальное мышление: способность не только исполнять музыку, но и записывать, и сочинять ее. Как урок английского учит языку английскому, так и урок музыки учит музыкальному языку – то есть умению выражать на этом языке свои мысли, грамотно и красиво  оформляя их.

В США  начинающих учат музыке в основном частные педагоги. Государство их практически не поддерживает и не контролирует. Вся ответственность за качество уроков лежит на их плечах. Отбор учеников предельно прост: кто платит – тот и учится. Желающих платить – меньше 7% семей. И эта цифра стремительно падает: людям надоели постоянные проблемы с музыкальной учёбой.
Большинство детей не обучается музыке вообще: их родители не в состоянии оплачивать уроки. Сложившаяся система отбрасывает их - в том числе и музыкально одарённых. Так мы дискриминируем и наших детей, и будущую музыкальную культуру.
Не в лучшей ситуации и сами учителя музыки – профессионалы, владеющие музыкальным языком. Согласно данным на 2000 год, частных преподавателей - 40% от всего числа музыкальных педагогов. Их средняя зарплата меньше $ 20 000 в год.
Преподавание музыки начинающим - один из самых «неблагодарных» заработков: усилий – максимум, а эффекта - минимум. Учителя вынуждены подрабатывать, и часто уже не в музыкальной сфере. В основном это – музыканты-исполнители, имеющие очень мало понятия о методике, психологии музыкального восприятия или педагогике. Владея лишь буквенным нотным языком, многие преподаватели США не могут мыслить на языке сольфеджио.
Всё это – результат массовых уроков «о музыке».

Уроки о музыке – это всё, что не обучает музыкальному языку: пение песен, хлопанье в ладоши, игра в шумовых оркестрах, разговоры о музыке и выучивание разнообразнейших теоретических правил. Их цель – не обучить, а только приобщить. Дать общие сведения о музыке как искусстве.
Уроки о музыке проводятся во всех школах бесплатно и охватывают большую часть популяции учащихся. Если в школе есть инициатор, он создаёт ансамбль или оркестр – тогда для желающих  может факультативно появиться обучение игре на инструментах.
Заработок преподавателей «о музыке» не очень высок, но более стабилен – в среднем $ 36,740 в год. Этих педагогов поддерживает государство - они имеют оплачиваемые отпуска и другие социальные привилегии.
Считается, что  уроки  «о музыке» прививают любовь к музыкальному искусству и пробуждают интерес к обучению музыке. Увы, это происходит только у самых увлечённых и ярких учителей, коих редкие единицы. Ничему не обучая, не прибавляя способностей умений и навыков, уроки о музыке ничего не могут ни пробудить, ни привить.
Мы медленно, но верно скользим вниз по спирали. Чем меньше людей, владеющих музыкой по-настоящему, тем меньше интереса к частным урокам, и тем меньше у нас музыкальных преподавателей. Поддержка узаконенной музыкальной безграмотности в виде уроков «о музыке» постепенно вытесняет из музыкального искусства истинных профессионалов, от которых и зависит развитие этого искусства.

Круг замыкается. Выход из него только один – реформа музыкального образования. В общеобразовательном секторе необходимо ввести уроки МУЗЫКИ – и подчинить им уроки «о музыке».
Давайте посмотрим, что происходит в большинстве этих школ сейчас.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2017
Доставка цветов в Новосибирске