На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Польза и вред коллективного музыцирования Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Польза и вред коллективного музыцирования

Школа – это место, где всех стараются обобщить. Что делать учителю, который обязан что-то дать сразу целому классу?  Вот и играем в оркестрах, и поём хором. И это неплохо, но мы забываем главное: каждый из нас – прежде всего соло. И отношения с музыкой всегда индивидуальны. Хоры и оркестры удобны и доступны для учителей. Но если мы говорим о музыкальном обучении учеников, нам придётся придумать что-то более продуктивное.
Каждый человек должен развиваться в своём темпе, по мере своих способностей и усердия. Самое страшное для развития – если оно тормозится коллективом. Но ещё важнее правильная постепенность. Играть в оркестре, чтобы научиться нотному языку? Играть в театральных постановках, чтобы научиться читать и писать?.. Наоборот! Сначала дети учатся читать и писать, потом  прочитывают роли и музыкальные пьесы, и только потом играют их коллективно.
Личное умение сыграть, прочитать пьесу по нотам или  подобрать к мелодии гармонию – вот то, ради чего человек учится музыке. Это несравненно важнее, чем участие в оркестре. Самые скромные личные успехи в освоении музыкального языка - багаж человека на всю его жизнь, та ступенька, с которой он сможет легко продолжать учиться музыке.
Игра в коллективе – венец, результат индивидуальной работы.  Здесь человек подтверждает своё умение исполнять и слышать всех остальных. Он использует уже отработанные навыки – и может получать от этого удовольствие. Хор или оркестр – следствие индивидуального развития. Причиной они не могут быть по своей природе: их участником может быть только весьма грамотный и умелый музыкант. Иначе получается коллективная какофония! Такое «музыкальное обучение» определённо тормозит развитие детей с хорошими музыкальными данными, и ничего не даёт тем, кто нуждается в развитии музыкальных способностей.
Поэтому на сегодняшний день электронное фортепиано (далее - ЭФ) может стать единственным приемлемым музыкальным инструментом публичных школ. В групповом музыцировании они намного  эффективнее, чем пение в хоре или игра на одноголосном инструменте в оркестре. С их помощью очень удобно обучать детей музыкальному языку. Они позволяют использовать наушники, регулировать громкость и тембр звука - и заниматься в группе индивидуально. Никогда раньше у нас не было такой великолепной возможности учить группу детей навыкам чтения, игры на фортепиано и пения с листа. Но всё это – цветочки. Если соединить ЭФ с компьютером, мы получаем такую эффективность в обучении и отработке навыков, которую обычный педагог не в силах даже себе представить!

Фортепиано - основа музыкального образования

Фортепиано – универсальный, базисный,  самый доступный многоголосный инструмент для обучения музыкальному языку. Клавиши представляют собой наглядный звукоряд, что на порядок облегчает освоение нотной грамоты.
Являясь и мелодическим, и ударным инструментом одновременно, ЭФ – идеальный тренажер для развития и слуха, и чувства ритма. Игра  не требует особых физических усилий. Играя, ребенок может одновременно петь, развивая голос и совершенствуя чистоту интонации.
ЭФ нельзя расстроить - нажатие клавиш даёт чистые звуки точной высоты, и слух развивается без помех.  Играя, ученик получает мелодию, гармонию и ритмику одновременно. Воспроизводя и  мелодию, и аккомпанемент, он развивает как мелодический, так и гармонический слух. Обучая пальцы «петь» легато или «чеканить» стаккато, человек развивает сразу всё – и глубину слуха, и владение голосом, и нюансы мелкой моторики.
Приверженцы скрипок и аккордеонов, флейт и арф, конечно, будут рьяно возражать. Они скажут, что другие инструменты гораздо «певучее», лучше передают эмоции и тонкости ладовых соотношений, и в конце концов важно разнообразие, и инструмент – дело личного выбора. Несомненно, это так. Но мы говорим о способности обучать на начальном этапе музыкального развития. Вот тут фортепиано вне конкуренции. Причём ЭФ ещё на порядок эффективнее обычных пианино!

Если бы Моцарт увидел электронное фортепиано…

Многие пианисты «классической» школы к электронным инструментам относятся пренебрежительно. «Учиться нужно или на хорошем акустическом пианино – или не нужно вообще!» - таково их мнение. И что же? Публика явно склоняется ко второму варианту.  Пианино столь же доступны, сколь и бесполезны - мало кто умеет на них играть! И даже обладатели дорогих роялей частенько используют их не более, чем для собирания домашней пыли.
Акустика – дело тонкое. Обычные граждане и не думают настраивать свои пианино раз в полгода, как положено по  инструкции. Откроешь такой застоявшийся инструмент – ужас! Полгода таких «занятий» - и слух испорчен!  Меж тем, качество звука современных ЭФ почти не уступает акустическому. Настраивать его не надо - звучит идеально. Цены – разные, можно выбрать то, что вам по карману. Пусть это будет пятиоктавный инструмент  за 100 долларов. Главное, чтобы в вашем доме, в вашей школе появилась душа музыки – инструмент, который станет хорошим учителем и для вас, и для ваших детей.

Часто говорят, что ЭФ портит «постановку рук». Это неправда. Развив совершенную координацию пальцев, научившись свободно владеть обими руками, вы перейдёте к фортепиано совершенно безболезненно и привыкнете к «более тугой» клавиатуре почти незаметно.
Если уж на то пошло, маленький Моцарт учился играть на клавесине – а его клавиатура столь же мягкая, как у ЭФ. Даже если бы в его доме стоял рояль фирмы Стейнвей, отец Леопольд не стал бы сажать за него щупленького трёхлетнего мальчика с тоненькими пальчиками. Музыкальная техника начинается с развития «вширь», с освоения «территории инструмента», с наработки общей координации. И только потом, когда инструмент стал «своим», когда координация стала точкой опоры, человек может сесть за любой инструмент - и оттачивать силу нажатия клавиш, шлифовать качество звука.
Современные ЭФ – клад для обучения музыке. В одном таком  инструменте - целый оркестр. Это музыкальные «конструкторы и мозаики», яркие «книжки с картинками», незаменимые в начале долгого и увлекательного пути. И лишь тогда, когда игра с листа станет для вас обычным делом, вы поймете, что переросли эти «детские книжки». Вот теперь можно покупать пианино, браться за скрипку или другой инструмент! И вот тогда, купив рояль, вы не оставите его коллекционировать пыль в вашей гостиной.

Общее музыкальное образование? Конечно!

Спасти музыкальный язык и музыкальное искусство может только всеобщее музыкальное образование.
Безграмотный думает, что знает все – и ни к чему не стремится. Но чем больше человек знает и умеет, тем виднее ему новые пути, и тем больше хочется улучшать свой результат.  Если все дети будут уверенно читать ноты и владеть клавишами фортепиано, в классы разных инструменталистов придет столько способных учеников, сколько не приходило за всю историю музыкального образования.
Любая область человеческой деятельности – дерево. Публика – его корни, образованные специалисты – ствол, а мастера – крона. И чем более разростаются "корни", тем крепче ствол и прекраснее крона. Искусство – это общение мастера с людьми. И чем больше подготовленных слушателей, тем выше планка мастеров. Только имея грамотного слушателя, таланты и гении могут шлифовать свое мастерство и развивать музыку до невиданных высот.
Всеобщая музыкальная грамотность – единственный способ процветания и развития музыкального искусства. У нас, музыкантов, просто нет иного выхода. Пришло время перестать бояться всеобщей музыкальной грамотности. Пора начать создавать её!
Если мы хотим выжить в современном мире, если хотим, чтобы музыкальное искусство процветало, мы должны сделать все, чтобы остановить узаконенную музыкальную безграмотность. Спасение музыки уже не зависит от нашего исполнительского мастерства, от  новых музыкальных шедевров, интересных фильмов и ярких статей. Спасение музыки находится в классах общеобразовательных школ – именно там сидят наши будущие ценители и слушатели, исполнители и дирижёры, а рядом с ними - будущие президенты и сенаторы, от которых будет зависеть судьба музыкального образования.
Каждый год, не помогающий детям в освоении музыкального языка, толкает музыкальное искусство все ниже по наклонной плоскости. Только научившись петь и играть по нотам, человек может  понять и оценить творчество других музыкантов. И только такой человек может осознать важность музыкального образования.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2017