На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Какое музыкальное просветительство спасет музыку? Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Какое музыкальное просветительство спасет музыку?

Конечно, среди музыкантов прошлого были и просветители.
В 1862 году в  Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа (БМШ). Создали её два выдающихся музыканта и композитора: Гавриил Алексеевич Ломакин и Милий Алексеевич Балакирев. БМШ просуществовала довольно долго. Она предоставляла начальное музыкальное образование всем желающим и вела широкую концертную деятельность. Несколько лет её возглавлял Николай Андреевич Римский-Корсаков, и при нём школа стала центром исполнения новой русской музыки.
Русские просветители пошли ещё дальше. В 1906 году, по инициативе композитора Танеева и других деятелей культуры, в Москве была организована Народная консерватория. Она была призвана  распространять музыкальное образование среди населения, обучать хоровому искусству и выявлять талантливых людей, чтобы обучать их игре на музыкальных инструментах.
С тех пор хоровое пение считается единственным путём распространения музыкальной грамотности. Нетрудно понять, почему: обучение в хоре долго было самым недорогим и массовым видом музыкальных занятий. Но, как уже упоминалось, хоровое пение сильно ограничивает музыкальные навыки, и потому не может дать полноценного музыкального образования.
В начале 20 века идеи всеобщего музыкального образования развивали три композитора-просветителя. Они разработали свои, оригинальные системы обучения музыке в общеобразовательных школах.  Золтан Кодай (1882 - 1967) – известный венгерский композитор и педагог – предложил методику развития музыкального слуха. Карл Орф (1895 - 1982) – немецкий музыкальный деятель – приобщал к музыке через чувство ритма. Советский композитор Дмитрий Кабалевский (1904 - 1983) сделал доступным понимание музыкальных жанров и стилей. Достижения этих выдающихся просветителей несомненны, их вклад в дело приобщения к музыке огромен. Но факт: ни одна из созданных ими систем не решила главной проблемы музыкального образования – проблемы музыкальной грамотности.
Увы, ни пение в хоре по ручным знакам Кодая, ни участие в шумовых оркестрах Орфа, ни умение отличить вальс от марша по системе Кабалевского не прибавляют детям способности читать, писать и мыслить на языке музыки.

Методы обучения прошлого соответствовали возможностям того времени. До самого конца 20 века не могло быть и речи о том, чтобы обучать игре на фортепиано сразу целый класс, или учить чтению нот с помощью простой компьютерной программы. Сегодня старые взгляды приносят уже не пользу, а конкретный вред. Нам пора пересмотреть свои привычки: мир давно изменился, и у нас в руках масса новых возможностей!
Давайте наконец признаем очевидные факты.
Музыкальное образование уже стало немодным. Публичные хоры, ВИА и оркестры не меняют этой ситуации. Без грамотных слушателей музыкальное искусство деградирует.
Музыкальное обучение – это не использование, а осознанное создание музыкальных способностей у любого человека. Любой ребёнок способен легко, без напряжения освоить музыкальный язык и игру на фортепиано уже в 4-5 лет. Нужен только соответствующий метод обучения. Такой метод уже есть, и я предлагаю его всем желающим.

Эпоха технической музыки?..

Звукозапись произвела революцию в музыкальной жизни людей: чтобы слушать музыку, теперь не нужно уметь играть. Целая армия певцов, оркестров и исполнителей теперь помещается в кармане, и любого из них можно слушать, нажав пару кнопок. Умение играть на инструментах, а тем более знать ноты, теперь ни к чему обычной публике. На стадионы вышли исполнители, которые не нуждаются в музыкальной грамоте и гордятся этим!
В обществе устанавливается новый стандарт, провозглашенный песней Чака Берри «Посторонись, Бетховен!». Люди больше не должны просить музыку у музыкантов - они просто выбирают то, что им нравится. «Вы не хотели нас учить – а теперь мы обойдёмся без вас!» - вот суть отношения нынешнего поколения музыке профессионалов. Музыкальная педагогика отвернулась от общества - и теперь общество мстит ей своим пренебрежением и равнодушием.
В музыковедении появились новые веяния: мол, письменность – необязательный атрибут музыкального искусства, и многие современные жанры (джаз, рок, фолк) в ней просто не нуждаются. Говорят даже, что знание музыкальной грамоты ВРЕДНО  для развития поп и рок музыкантов! Дескать, не умея читать ноты, они сохраняют собственную самобытность.
И действительно, авторы современной поп-музыки вполне обходятся без серьёзной музыкальной грамотности. Музыкантам вполне хватает одного слуха. Электронные устройства дают возможность неограниченно манипулировать звуками, компьютеры предоставляют для аранжировки целые оркестры, программы переводят звуки в нотные знаки без участия человека.  Всё, что требуется от музыканта - придумать мелодию, наиграть ее и наложить сверху аранжировку. Можно перевести в нотный текст, а чаще достаточно просто записать – сделать саундтрэк.
Что ж, новые технические возможности – это прекрасно. Но машины не могут творить. Качество музыки – продукт высокого человеческого интеллекта. Как раньше, так и сейчас самые интересные, лучшие композиции создают музыканты с высшим музыкальным образованием. Потому что мастерство композитора можно отточить только на основе владения музыкальным языком.
На примере моих земляков, украинцев Хьюстона, я наблюдала за судьбой вербального языка в условиях иммиграции. Многие дети  иммигрантов умели только говорить на языке родителей, но читать и писать на нём уже не умели. Эти дети быстро теряли украинский и предпочитали думать на английском. Их словарный запас съёживался, усыхал, как шагреневая кожа. Это естественно: чтобы развиваться, язык должен подпитываться разными источниками - книгами, статьями и новостями, собственными сочинениями и письмами. Только чтение и письмо могут развивать словарный запас, а значит  и творческое мышление на этом языке.
Способность записывать музыку – не просто прагматичный навык. Это главное условие для развития музыкального мышления и интеллекта. Можно переводить звуки в нотное письмо с помощью машин, но расширить таким способом уровень своего мышления авторы не смогут никогда. Наоборот, пока музыканты остаются  безграмотными, музыкальная мысль буксует на месте. А остановившись,  неизбежно деградирует до уровня ритмованной какофонии или примитивных, навязчивых повторов. Именно этот уровень давно демонстрируют клубные ди-джеи, большинство рэп- и техно-групп.
Слушатели, вскормленные такой «музыкой», вряд ли способны  воспринимать нечто более интересное. Минимум музыки и максимум ритма – информация не для слуха, а для рефлексов. Как и древние ритуальные танцы, современные «дэнсы» нацелены на первобытные инстинкты и производят скорее гипнотическое воздействие. 120 ударов в минуту - и хлесткий ритм вползает в подсознание исключительно на физиологическом уровне.
Музыка – часть личного мира человека. Скажи мне, какую музыку ты слушаешь – и я скажу, кто ты…  Когда музыкальной мысли почти нет, а композиция навязчиво и монотонно «вращается по кругу», слушатель чувствует безысходность и впадает в депрессию. Музыка как бы оправдывает его несогласие с миром.  Не случайно такая музыка – символ эпатажа и протеста. Она может вызывать приливы энергии и приступы агрессии, стремление к разрушению и саморазрушению.
Примитивные формы музыки совершенно не развивают слух, память и восприятие, не говоря уже о вкусе. Пропасть между массами любителей и серьёзными музыкальными жанрами ширится. Серьезная музыка становится изолированной и всё более элитарной, а музыкальный язык превращается в некое подобие латыни, которую используют только продвинутые медики и биологи.
Конечно, об эволюции музыки можно рассуждать и спорить. Возможно, сплав техники и музыкального интеллекта ещё даст какой-то прорыв, нечто качественно иное. Но я говорю о том, к чему мы пришли сейчас. А сейчас профессиональная музыка похожа на большое, разросшееся дерево с усыхающими корнями. Даже относительно несложная, мелодичная классика «серебряного века» находит все меньше и меньше слушателей. Новые же произведения, кажется, обречены на полную изоляцию и непонимание общества.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске