На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru У семи нянек дитя без глаза Написать письмо

 

МОИ НОВЫЕ Е-КНИГИ

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

У семи нянек дитя без глаза

Музыкальное чтение - Золушка нашей педагогики.
Традиционное обучение музыке – натужная попытка заставить восприятие работать в ситуации стихийного бедствия. Ни один из элементов этой работы не имеет опоры для подключения других, а собранные вместе, они становятся задачей со многими неизвестными.

  1. Нотное чтение не опирается на привычное и естественное  проговаривание – пропевание абстрактных нотных знаков. Новичок должен перескочить сразу к стадии правил. На это способны только исключительно одарённые люди.
  2. В странах «Алфавитной» нотной ссистемы разнонаправленность музыки и клавиатуры легко освоить, проговаривая музыкальный алфавит и азбуку. Вместо этого начинающим предлагают опираться на короткие фразы, закрепляющие порядок нот лишь в одном направлении - every good boy does fine!
  3. Нотный стан в традиционном обучении лишён графических опор для расшифровки нотного чтения. Понимание приходится заменять элементарной зубрёжкой.
  4. Расположение клавиш содержит сразу несколько проблем, и обучение не даёт никаких опор для их решения.

5. Опора для запоминания белых клавиш - точное восприятие черных клавиш. Но оно еще не сформировано!
6. Нотные последовательности не опираются на музыкальный алфавит и азбуку. Основа для восприятия белых клавиш - механическое запоминание семи  нот октавы в одном порядке. Опора  здесь - знание английского алфавита. Это сильно затрудняет прочтение нот в обратном порядке.
7.  Разучивание клавиш оторвано от графики  нотного стана, словно эти системы никак не связаны. В результате выучивание клавиш не помогает прочтению нот, а зазубривание нот на помогает освоению клавиш.
8. Упражнения на развитие координации мало помогают в музыкальном чтении. Они основаны на простых последовательностях и не требуют умения читать текст.
Из за этих методических проколов чтение нот совершенно неудобоваримо для большинства начинающих. В то время как литература стала всеобщим достоянием и распространяется через широкую сеть общего образования, музыкальное чтение, как Золушка, сидит на задворках у злобной мачехи и ждет своего счастливого часа.

Зрение, Голос, Слух и Координация. Что же важнее?

Нельзя научиться читать ноты иначе, как с первых же уроков приниматься… за чтение нот.
Мои новички начинают играть обеими руками и читать ноты с листа на самом первом уроке. При этом они совершенно не вникают в разницу  скрипичного и басового ключей, не пытаются различить две и три черных клавиши и найти среднее «до». Они абсолютно не знают нот на нотоносце, понятия не имеют, что такое такты, размер, длительности и какими бывают паузы. Все, что они запоминают –  первый ряд музыкального алфавита: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. Всё остальное им просто не нужно!
Загружая своих учеников всей этой информацией, педагоги забывают главное качество собственного детства: мы учимся, ДЕЛАЯ.
Ходить, говорить, держать ложку, завязывать шнурки, считать и кататься на велосипеде – все это мы научились делать в процессе делания! Никто не сажал нас за парту и не говорил: сейчас я тебя научу, что такое шнурки и как их надо завязывать. Никто не рассказывал нам про устройство ботинка и крепость на разрыв, никто не преподавал схемы узлов. И заметьте, наше умение от этого ничуть не пострадало. Более того, именно поэтому мы и научились что-то делать!
Но одно дело – завязывать шнурки. И совсем другое – читать ноты с помощью и фортепиано, и голоса. Тут задействованы все органы чувств одновременно. Но значит ли это, что мы должны их уровнять и можем одновременно развивать? Конечно, нет!
Исключительно важно раз и навсегда понять, что в этой «связке» является самым важным. И ответ на этот вопрос хорошо виден в повседневной жизни.
Если ребенок еще не стоит на ногах и не умеет даже ползать, какой смысл давать ему указания, куда идти, каким шагом и как быстро? Главная, определяющая способность при обучении - координация. Я видела слепых музыкантов. История знает даже глухих композиторов. Часто приходится видеть, как человек играет, не зная нот. Но нет ни одного пианиста, который бы не владел координацией своих рук и пальцев.
Обучая чтению нот, эффективнее всего опираться на координацию. Нужно сделать нотный текст легко читаемым. Зрение должно быть опорой для мышц, а не лишним грузом, который лишь добавляет новые трудности.
Самый важный результат и главная цель - скорость прочитывания. От быстроты чтения зависит  понимание, осознание и цельное восприятие произведения - охват смысла слова, предложения, абзаца, видение общей композиции.
Скорость чтения определяет, что именно мы читаем. Если по слогам – осилим только детскую книжку, в которой картинок больше, чем слов. А если бегло – свободно одолеем большие, серьёзные книги.
Быстрота прочтения напрямую связана с уровнем мышления. Скорость чтения не должна отставать от скорости понимания. Музыкальное чтение в этом смысле ничем не отличается от чтения книг. С той лишь разницей, что, читая с хорошей скоростью музыкальный текст, начинающий развивает ещё и слух, и голос.
Самым эффективным для начального обучения будет метод, в котором все восприятия работают сообща, но внимание направляется прежде всего на координацию – работу пальцев и рук. Пока ребёнок не обрёл достаточную координацию, всё его внимание уходит на пальцы и клавиши – и нормальное чтение музыкального текста просто не мыслимо. К счастью, дети быстро осваивают координационные навыки, и при правильном подходе можно освободить больше внимания для нотного текста.

О пользе некоторых переворотов

Маленькие дети очень любят музыку и тянутся к ней. Они хотят играть на музыкальных инструментах и не боятся этого. И у нас есть совершенно реально возможность научить их играть! Теперь это можно делать и дома, и в детском саду, а уж в школе – сам Бог велел. Музыкальная грамотность может и должна стать достоянием всех людей. Чтение и запись нотного текста может стать таким же обычным, как чтение книжек, журналов и газет. Музыцирование может быть популярным творческим досугом. Сочинять и исполнять может большинство людей. И этот язык общения ещё больше объединит человечество.
Все, что для этого нужно сделать – небольшой переворот. Он  должен произойти в сознании взрослых. Именно мы, коллеги, стоим сейчас на пути детей к музыке. Наши закостенелые привычки и амбиции «до последней капли крови» борются за свой комфорт и неизменность! И всё же мы можем пересмотреть свои методы. Каждый из нас должен решить, чему же они служат: реальным умениям детей или  нежеланию признать  собственные ошибки.
Увидев перевернутый и раскрашенный нотный стан, мои коллеги порой приходят в неистовство. Для них этот временный приём – ужасная крамола,  на корню убивающая все их представления о «правильном» учебном процессе. И я предлагаю им провести на досуге небольшой эксперимент с собственным восприятием, чтобы понять чужое.
Возьмите листок бумаги и ручку. Вам надо переписать текст по-японски – столбиками сверху вниз. Вот такое, к примеру, небольшое предложение (ниже). Засеките время, которое вы потратите на это занятие. А потом напишите то же предложение как обычно, слева направо. И сравните результат.

Писать не в том направлении, в каком вы читаете - чрезвычайно сложно; это требует массы дополнительного внимания.

Во сколько раз медленнее удалось написать «японский» вариант? Ну конечно, ТАК писать вас никто не учил, а вот если потренироваться… Но ведь ТАК читать ноты новичка тоже никто не учил!
А вот стоит ли тренироваться, это вопрос. Можно, конечно, натренироваться ходить на голове – но какая в этом польза? А вот встать с головы на ноги – действительно полезно. Прочитывая ноты, идущие параллельно клавишам,  новичок быстро развивает координацию и технику игры, а в результате этого развиваются и слух, и голос.
Адаптированная к новичкам, упрощенная и перевёрнутая презентация нотного стана развивают музыкальное чтение на качественно ином уровне. Скорость чтения, которая достигается с самых первых шагов, позволяет слуху воспринять музыкальную мысль всей пьесы. Голос, знакомый с музыкальным алфавитом, опирается на звук фортепиано и уверенно «озвучивает» прочитанный материал. Все каналы восприятия становятся единым коллективом и вместе работают над прочтением нотного текста.
Ясно: когда эти навыки окрепнут, музыкальный текст может принять обычное горизонтальное положение. Внимание, уже свободное от опеки координации, слуха и голоса, легко справляется с этим – и без помех занимается нотной записью.
Когда я впервые применила перевернутый нотоносец, встревоженные родители часто спрашивали: смогут ли их дети читать ноты, «как все»? Я в запале отвечала им: а какая разница, КАК стоят ноты? Умел бы ребенок их читать! Но дети безошибочно следуют стадиям развития. Усвоив принцип нотного текста, они сами ставили ноты «как обычно» - и не теряли при этом ни минуты в скорости чтения! Получив опору и освоив процесс, даже маленький ребенок будет идти вперед, а не топтаться на месте.

Магическая пропорция - один к трем

Трудно перестараться, говоря о постепенности пути от простого к сложному.
Много лет назад, ещё в консерватории, я наткнулась на интересную гипотезу о соблюдении пропорций в подаче нового материала. Имени автора я не помню, но в память врезалось: на одну часть нового материала должно быть минимум три части уже изученного. Иначе: нового не должно быть больше 25%.
Работая с учениками, я всегда старалась придерживаться этой формулы - и она никогда меня не подводила. Всё новое и незнакомое я старалась подбирать так, чтобы база знаний ученика примерно втрое превышала по объему новый материал.
Часто я задавалась вопросом: почему нового – именно четверть, а не треть или половина? И вот к чему я пришла.
С какого момента человек начинает хорошо понимать другой язык без словаря? Когда осваивает минимум три четверти слов. Можно привести пример.
Возьмем предложение: «Майк едет в ________» .
Куда же едет Майк? Догадаться без искомого слова невозможно. Известной информации – две трети, неизвестна треть.
Но если написать: «Майк едет в _______ учиться», то уже нетрудно догадаться: это школа, институт или какие-нибудь курсы. Известной информации – три четверти, а неизвестна только четверть.
Примерно то же и с кубиками. Ребенку знакомы образ яблока, слово «яблоко» и сама буква. Неизвестна лишь четверть картины – название буквы. И оно усваивается с помощью данных, которыми он уже владеет.
Новое легко воспринимается тогда, когда у него есть минимум три точки опоры. Возможно, это один из главных законов восприятия.
Основа любого разумного обучения - диалектика: от простого к сложному. Но насколько сложным может быть это сложное по отношению к простому?  Насколько крутым может быть подъем, чтобы человек развивался без перегрузок и травм? Мой опыт говорит: предел «крутизны» - четверть неизвестного.
Однажды я обнаружила в интернете конкурентов нашей компании - они тоже создали компьютерную игру, обучающую игре на фортепиано. Авторы не додумались повернуть нотный стан, но попытались связать его с клавишами графически: раскрасили ноты и клавиши в одинаковые цвета. Начинающий должен был только сличать клавиши и ноты одного цвета. Это было бы неплохой первоначальной опорой - но дальше процесс обрывался. «Дальше, - сказал автор этой разработки, - играющий сам постепенно догадается, как читать ноты…» Каким же образом можно перейти от слепого копирования цвета к прочтению музыкального текста, автор не имеет ни малейшего представления.
К сожалению, множество методических разработок, имеющих неплохую первоначальную идею, пасует при необходимости развивать навыки поступенно, от простого к сложному. Увы, учителя смутно представляют себе, что такое поступенность, и как выстроить эту лестницу, чтобы ученик не сорвался, карабкаясь почти без ступенек и перил.

Зрительные ступеньки для нотного стана

Наша разработка для чтения нотного стана - интересный  пример поступенного развития в обучении.
Первое же знакомство с «перевёрнутым» нотным станом буквально не оставляет у новичка никаких вопросов. На нотном листе или мониторе он видит перед собой то же, что и на клавишах фортепиано. Те же пять зеленых и пять коричневых линеек, те же ноты с картинками контрастного цвета. Все, что ему нужно сделать - это сличить и повторить.
Такова первая презентация нотного стана.

первая презентация нотного стана

Конечно, она вызвала множество нареканий - нас даже назвали «шарлатанами». Главным аргументом обвинения было то, что мы учим новичка «бездумно следовать картинкам». По мнению коллег, так ученик привыкает к определенному навыку, на котором и застревает. Будь эта презентация единственной, обвинения были бы справедливыми. Но за ней еще пять шагов! Нотный стан становится обычным – совершенно абстрактным -  поступенно. А первое знакомство должно мгновенно показать малышу, как работают ноты и клавиши. Ведь сначала нужно решить главную проблему обучения – быстро развить координацию.
Каждый, кто учился музыке, знает, как неимоверно трудно было вначале «разорваться» между нотами и клавишами. Можно впасть в крайность: выбросить ноты и сосредоточиться исключительно на координации, играя на слух. Но так мы не развиваем главного навыка музыканта - «мультипликационного зрения». Когда вы учились вождению, никто не снимал с машины зеркала! Поэтому единственное правильное решение – максимально облегчить нагрузку при чтении текста. Именно такова первая презентация нотного стана. По сути это - предельно облегчённое зрительное прочтение. Не оставляя неясностей, она позволяет новичку сфокусироваться на руках, пальцах и клавишах.
Естественно, по мере развития навыков игры нотный текст усложняется. Но обязательно по правилу поступенного подъема.
Так, уже во второй презентации нотного стана мы убрали картинки с названием нот.

второй презентации нотного стана

 Начинающий должен теперь опираться исключительно на цвет и знание музыкального алфавита. Эта презентация фокусирует внимание на линейках и пространствах между ними – теперь это единственный ориентир в прочтении нот. Значки с обозначением нот составляли как раз около четверти общей информации. Остальные опорные моменты: цветовая разница скрипичного и басового ключей, нот на линейках и между линейками, а также синхронность движения клавиш с движением нот  - остались неизменными.
В третьей презентации мы впервые поставили нотный стан в его обычное, горизонтальное положение.

В третьей презентации

Теперь новичок должен сделать некоторое усилие – умственно повернуть объект на девяносто градусов. Но объект уже хорошо знаком, и сделать это намного проще. И всё же, если не вернуть картинки нот на прежнее место, скачок был бы слишком крутым. И поиски нужных клавиш, и поворот в новый ракурс - двойная нагрузка вниманию! Поэтому картинки с изображением нот возвращаются здесь на прежнее место – и становятся зрительной опорой для «переворота» нотного стана.
Эти картинки вновь выводятся из игры в четвертой презентации.

в четвертой презентации.

Остаются лишь прежние знакомые ориентиры – цвета и ширина линеек. Это уже почти обычный нотный стан. В нём остались только краски - разница скрипичного и басового ключей, нот на линейках и между ними.
Пятая и шестая презентации уже черно-белые. Они разнятся  только сложностью информации. Так, в пятой презентации ноты увеличены, а ритмическая графика слегка «разгружена».

Пятая и шестая презентации

 Конечный же пункт «подъема» - нотный текст в самом традиционном виде.

нотный текст в самом традиционном виде

Двигаясь от одной презентации к другой, новичок без всяких провалов и срывов продолжает совершенствовать координационные навыки. А координация помогает всё лучше понимать и прочитывать нотный текст. Взаимное усиление навыков – главный показатель разумности учебного процесса. Развиваясь сообща, координация, слух, голос и чтение быстро достигают высокого предела.
Такое обучение музыке, судя по результатам, мы можем считать самым гуманным и продуктивным из всех существующих в музыкальной практике. Важнейшие качества этого процесса - постепенность и дружественность к восприятию. Очень важен и точный баланс между развитием зрительной и мышечной координации. И всё это сопровождается постоянной стимуляцией слуха, голоса и музыкальной памяти. 

Описанную методику можно применять буквально повсеместно. Наша поступенная формула не вызывает никаких трудностей и конфликтов. Чтение нот становится увлекательным занятием для малышей, которым едва исполнилось 3 года. Наш мир не испытывает недостатка в недорогих клавишных инструментах, и я не вижу никакой проблемы в том, чтобы каждый человек, независимо от начального слуха, научился чисто петь и читать ноты без особого напряжения.
Единственный серьёзный барьер на пути к всеобщей музыкальной грамотности - консерватизм и амбиции маститых педагогов. Им слишком трудно расстаться со своими принципами - даже если эти принципы ведут к страданиям и низкому результату.

Краткие итоги, или конспект к учебному курсу

Язык музыки – самый универсальный из земных языков, и быстрое музыкальное развитие даёт массу побочных эффектов. Это и  хорошее пространственное мышление, и навык языковой логики, и концентрация внимания, и системное восприятие данных, и звуковое мировоззрение, и координация, но главное – навык эффективной наработки навыков. Пройдя такую подготовку, человек без проблем усвоит и все прочие науки – как естественные, так и гуманитарные. Думаю, доказательства этой гипотезы составят не одну докторскую диссертацию.
А пока я вижу, как быстро учатся читать и писать малыши, освоившие нотную грамоту. Уверена: обучение музыкальному языку следует начинать задолго до обучения чтению и письму.
Наш опорный инструмент - электронное фортепиано, подключенное к компьютеру с помощью МИДИ (устройство, позволяющее инструменту «общаться» с компьютером). Чтение нот, проигрывание и пропевание их сольфеджио развиваются одновременно. Опора для этого - азбучные презентации нотного стана и стикерсы на клавишах.  В то же время, каждый из этих навыков может «шлифоваться» отдельно – это ускорит освоение нотного текста.

Музыкальное чтение должно развиваться во всех возможных направлениях - и «вширь», и «вглубь». Опорами для этого служат:

  1. Для беглости чтения – самый простой для координации музыкальный материал на традиционном, черно белом нотном стане.
  2. Для развития координации – «упражняющий» материал на самом простом нотном стане с цветом и образами.
  3. Для совершенствования техники читки - специальные упражнения  для зрительного, координационного и слухового восприятия. Они выполняются параллельно со всей прочей работой.

Никакой человек не обязан рождаться музыкально одарённым. Обучая музыке, мы должны опираться только на  базовые способности любого человека: просто слышать звуки, различать краски и шевелить пальцами. Этого вполне достаточно. Способности человека – не данность, они ЛЕГКО РАЗВИВАЮТСЯ. Одарённость - задача учебного метода, а не «генов»! И главное в таком методе - естественная постепенность.

Дано: человек, от 2,5 до 80 лет, пришёл заниматься с нуля.
На какие навыки мы можем опереться, чтобы начать постепенный подъем до свободной читки текста обеими руками?
Внятно говорить  простые слова и слоги. Отличать одну простую картинку от другой. Различать цвета: красный и синий, зеленый и коричневый. Нажать клавишу одним пальцем. Всё! Ребёнок двухлетнего возраста вполне владеет этими навыками. Более того: ещё во чреве матери он слышал и запомнил массу разной музыки.
Речевая память – опора для освоения нотного алфавита, клавиш и нот. Различение цвета и картинок связывает экран монитора с клавишами. А возможность нажать клавишу скрепляет «вижу - сличаю - нажимаю - называю» воедино. Это и есть чтение музыкального текста.
Извлекая конкретные звуки, обозначенные зрительными и образными ориентирами, ребенок легко постигает язык музыки: он  «делает её сам». Картинки постепенно сменяются нотными знаками, координация растёт, слуховой опыт пополняется. Человек становится грамотным музыкантом так же естественно, как семечко становится цветком - без принуждения и трудностей.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске