На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Откуда берутся «вредные» педагоги Написать письмо

 

Мои новые книги

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

 

Откуда берутся «вредные» педагоги

Чтобы выучить язык, на нем нужно много говорить. Но и этого недостаточно. Рядом должен быть учитель - тот, кто будет поправлять ошибки и давать верные образцы для запоминания. Этот учитель – естественный носитель «интерактивности». Хорошо, если он добр и терпелив. Но таких, увы, совсем немного. За ошибки и ляпы ученику всегда доставалось по полной программе!
Обучение игре на музыкальных инструментах всегда было особенно драматическим. История сохранила жуткие рассказы о том, как колотил отец юного Бетховена, как били и запирали в чулане маленького Паганини. Похоже, этот «обычай» как-то въелся в кровь педагогам-музыкантам. Еще совсем недавно изящный, но очень болезненный прут для битья по рукам был неотъемлемым атрибутом уроков фортепиано.
Складывается впечатление, что в учителя идут исключительно вспыльчивые люди, нетерпимые к чужим ошибкам. На самом деле все совершенно иначе. Дело не в людях – дело в методах!
Традиционные методы обучения чрезвычайно, я бы даже сказала – экстремально жестоки именно к учителям. Используя традиционные подходы с новичками, учитель, сам того не подозревая, почти весь урок добросовестно работает… «боксерской грушей». Поскольку зрение начинающего не в состоянии отслеживать более двух десятков нотных «дорожек», первые годы множество преподавателей работает «живым дополнением к указке»: механично и тупо помогают ученикам переводить глазки от одной ноты к другой. Большую часть урока такой педагог полезен лишь тем, что указывает на ошибки ученика, а порой – на одну и ту же ошибку! От такой «профессиональной работы» в пору выть или матерно ругаться, а порой руки чешутся двинуть «эту тупую бездарность» чем-нибудь тяжелым!!!
До изобретения компьютерной программы «Софт Моцарт» («Играем в Моцарта», дословно – «Компьютерный путь к Моцарту»),
моя карьера постоянно переживала тяжёлый кризис. Казалось, я уже просто не в состоянии продолжать многочасовые уроки. Они изматывали меня до полного бессилия. Изо дня в день приходилось часами сидеть с указкой у нотного текста и показывать каждую ноту, чтобы начинающие могли управиться с руками. Слова «играй двумя руками вместе» вызывали у меня головную боль: самый простой координационный навык - держать аккорд левой, играя мелодию правой - приходилось развивать несколько месяцев!
Усталость накапливалась от постоянных обманутых ожиданий.  Как могла, я настраивала себя на самый доброжелательный лад - но испытывала почти физическую боль от фальшивых нот. Когда ребенок открывает пьесу, в которой ты знаешь каждую ноту, и весь урок играет «мимо» - нужно быть истинным стоиком, чтобы не возненавидеть свою работу! Но самым тягостным был общий фон занятий. Отправляя ученика домой, ты обречённо знаешь: там он не сможет выучить ничего. Его родители так же беспомощны, и некому проверить, насколько правильно он играет, и как это всё должно звучать.
Вертикальная презентация нотного стана помогла малышам быстро понять принцип нотной записи и здорово облегчила мою работу с начинающими. Но умение играть обеими руками по-прежнему продвигалось только за счет моих усилий: дома ученики становились совершенно беспомощными. Только раз в неделю, встретившись со мной, они могли проверить, «как нужно играть на самом деле». Из-за полной невозможности работать самостоятельно они не только не продвигались вперед, но топтались на месте, а порой и вообще забывали выученное  -  каждый раз  все приходилось начинать сначала.
Бывало, некоторые отличались усердием и накрепко заучивали пьесу… неправильно! И её приходилось переучивать течение нескольких уроков. В этом кошмаре я видела себя живым Сизифом – какие-то злые боги так же наказали меня, и я должна изо дня в день  тащить на вершину горы громадный камень, который неизменно скатывается вниз.
Как ни плохо «застрявшим» ученикам, учитель страдает от этого десятикратно больше. Поверьте, такая методическая «продуктивность» не оставляет почти никаких шансов оставаться добрым и терпимым человеком!
Но мне повезло. Видимо, моё отчаяние было слишком велико – и я сумела разглядеть подсказку.

Марио-64:  игра, научившая меня «воспитывать терпение»

В тот самый момент, когда мои мучительные раздумья о навыках моих учеников уже уверенно переходили в манию, моя маленькая дочка получила на Рождество новую забаву – видеоигру Марио-64. И в моем сознании разорвалась бомба! Я не верила своим глазам: ребенок, который не мог усидеть на месте, чтобы выучить простейшую пьесу, часами сидел у экрана и увлечённо… отрабатывал точность координации своих пальцев!
Суть игры проста: человечек по имени Марио проходил через цепочку разных приключений. С помощью нажатия кнопок джойстика он карабкался, плыл, прыгал и даже летал. И если игрок работал пальцами недостаточно точно, то Марио «умирал» - и весь его «поход» приходилось начинать сначала. Дойти до конца – это победа! И мой ребенок терпеливо начинал «путешествие» снова и снова, с поразительной эффективностью совершенствуя координацию двух пальцев обеих рук.
Столько усилий для того, чтобы до блеска отточить совершенно бесполезное умение! Вот если бы… Если бы превратить этот джойстик не в пустышку с парой кнопок, а в инструмент с сотней клавиш!
Так и возникла идея сделать компьютер помощником в обучении начинающих игре на фортепиано. Оказалось: компьютерная графика может связать воедино все составляющие музыкального чтения: координацию, слух, зрение и голос. Этого никто еще никогда не делал – ну что ж, всё бывает в первый раз!
Иоганн Себастьян Бах сказал однажды, что играть на органе –  самое простое занятие: достаточно лишь вовремя нажимать на нужные клавиши. И он выразил суть игры. Умение вовремя нажимать и отпускать правильные клавиши - основа музыкального прочтения. Можно сидеть возле ученика и бубнить «играй двумя руками» до тех пор, пока тебе не станет плохо. А можно переложить «отработку удара» на монитор компьютера - и дать ученику самому понять, как работает его координация.

Так возникла идея программы «Софт Моцарт». Она должна  развивать и руки, и зрение, и слух. Должна заменять учителя, чтобы ученик мог продуктивно учиться читать, играть и запоминать музыку дома. Она должна создавать базовые навыки владения инструментом и голосом. И при этом она не должна требовать ни от кого абсолютно никаких знаний или талантов. Музыкальный слух, понимание теории, умение играть ноты, владение клавиатурой – всё это она должна не подразумевать, а СОЗДАВАТЬ. Компьютер здесь – не электронная версия самоучителя музыки с обилием текста и вопросов. Здесь он прямо обучает играть конкретные произведения, читать и запоминать их.

Чем отличается «гадкий утенок» от «белой вороны»?

За последние годы в создании компьютерных программ сложились свои традиции. В них обязательно должны быть «окна» и «меню», которые управляются мышкой. В нашей программе не было  ничего похожего. Она и близко не напоминала ни знакомые методы обучения музыке, ни традиционные компьютерные продукты. Поэтому часто я наблюдала негативную реакцию на её «внешний вид». Но главное было в том, что она работала!
Мы не стали перегружать экран «окнами» и прочей атрибутикой интерфейса – всё это было ненужно. Мы отказались от использования мышки: малышу очень трудно попасть мышкой куда надо. Гораздо удобнее выбирать команды с помощью клавиатуры компьютера. Программа соединила в единую систему описанный мною метод, обогатив его анимацией и  компьютерной графикой. Она эффективно учит музыке и взрослых, и трёхлетних малышей.
Теперь мои ученики приходят ко мне на урок во всеоружии! Без всякого напряжения они разучивают во много раз больше музыкального материала, чем раньше. Программа не только учит играть пьесы и читать ноты, но и сообщает уровень успеха в цифрах. Занятия музыкой превратились из наказания в праздник – обычную игру, и родители свободно вздохнули. Мало того, что они теперь видят результаты своих чад - они и сами могут с удовольствием обучаться вместе с детьми.
Однажды бабушка моей ученицы пожаловалась мне: дед порой так  увлекается разучиванием новой пьесы, что не пускает внучку за инструмент! В Европе есть старая добрая поговорка: чтобы стать по-настоящему образованным, нужно получить минимум три диплома: прародителей, родителей и свой. Многие поколения людей упустили возможность получить музыкальное образование. Сейчас, с помощью нашего изобретения, они наверстывают упущенное. И это великолепная новость!
Если описывать все трудности и препоны, жаловаться на человеческую косность и неспособность принять  новое, получится толстая и грустная книга. Мы сполна испили чашу первопроходцев, и могу сказать определённо: это чрезвычайно горький напиток. Но каждый раз, когда я вижу, как эффективно это работает и какие даёт результаты – я понимаю: мы на правильном пути. Мы действительно сделали доброе дело для всеобщего музыкального образования.
Многое в нашей программе - впервые. Проще всего приобрести её и  всё увидеть в деле.  Но я попытаюсь описать её для вас. Мне хочется, чтобы вы поняли: будущее музыкального образования – за продуктивными игровыми тренировками навыков, которые может дать только компьютер.

Компьютерная клавиатура – «предшественник» фортепианной?..
Почему бы и нет!

Клавиатура компьютера и клавиши фортепиано очень схожи в  прикосновении. И тут, и там нужно использовать разные пальцы, нажимать на клавиши кончиками пальцев и координировать работу обеих рук. Поняв это, мы решили привлечь к развитию координации клавиши компьютера.
Например, в игре «Note Duration» («Нотки разной длины») дети проигрывают пьесу с помощью только одной клавиши – пробела. Тут они учатся играть различные ритмы, считать вслух и  различать ноты по их длительности, нажимая только одну клавишу. Вспомните, как трудно научить ребенка играть по нотам и считать одновременно. Благодаря компьютеру координация рук упростилась до одной клавиши, и внимание полностью направлено на нотный текст и прочитывание ритма. Опоры в этом упражнении - координация и компьютер, выделяющий  разницу в длительностях нот с помощью красок и звука.
Компьютерные клавиши помогли нам также создать упражнение, позволяющее новичку связать движение нот на нотном стане и клавиш на фортепиано. С этой же целью мы не применяем в играх стрелки «вверх – вниз» - ведь на фортепиано  есть только «вправо - влево». Мы постарались не пропустить ни одной детали, способной  помочь новичку двигаться в понимании и прочтении музыки от простого к сложному.

Усложнять – просто, упрощать - сложно

Однажды мне позвонила женщина из Нью Йорка. Её дочка берет уроки фортепиано. У неё неплохая техника, и она легко запоминает музыку, но почти не читает с листа - типичный случай «музыкальной инвалидности» в буквенной системе обучения. Купив нашу программу, мама с дочкой принялись наверстывать упущенное: один за другим они читали сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» («Интеллигентное, или мягкое пианино») - программы, которая соединяет пьесы фортепиано с компьютером.
Вскоре мама позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. Я спросила её: а занимаются ли они и другими упражнениями, кроме прочтения пьес? А зачем?.. – удивилась она. Годы частных уроков приучили её: теория и практика - два разных мира, которые никак не пересекаются!
-  Зачем учить теорию? – настороженно спросила мама. - Моя дочка уже знает все правила!
-  Это не совсем теория, мэм! Это упражнения, которые развивают видение нотных последовательностей, зрительное восприятие отдельных нот и аккордов, связь нотного текста и слуха. Из этих навыков и складывается чтение нот с листа.
-  А зачем знать последовательность нот? – продолжала недоумевать она.
-  Чтобы читать их в любом направлении и с любого места. Так вы  мгновенно распознаёте клавиши.
-  Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?
-  Чтобы уметь сразу распознавать каждую линейку из десяти. Читая ноты, вашей дочке нужно щелкать это, как семечки!
-  О, как у вас всё замечательно и логично! Вы просто разбили музыцирование на мелкие, хорошо усвояемые кусочки!
-  Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете в воскресенье  весь недельный запас – наверняка случится заворот  кишок! Игра по нотам – большой и сложный навык, и его тоже нужно «есть по кусочкам»!

Исполнение музыки – цельный сплав, симбиоз всех навыков. Нота воспринимается и мышцами руки, и зрительно, и гортанью, и внутренним слухом. Гортань или палец тут же рождают внутренний звук и образ ноты. Звук вызывает мгновенный импульс нужных мышц и картинку нотного знака. Увиденная нота означает её звук и реакцию нужных мышц. В музыкальном прочтении все едино, и развивать навыки можно только одновременно - облегчая одно, чтобы усвоить другое. На сегодня это возможно только с помощью компьютера и нашей программы.

Самый древний и естественный способ обучения…
через компьютер!

«Я видел вашу программу на втором канале в Хьюстоне и был просто поражен, как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так думаю, потому что я тоже играл на фортепиано. Я учился около семи лет, и даже был звездой класса у моего учителя. И я предполагаю: если попросить этого ребенка сыграть на фортепиано без программы, он не сможет, потому что он зависит от компьютера. Так случалось когда-нибудь, или я просто дурак?
Искренне,  Бен, 12 лет»

Мальчику Бену, «звезде» класса, очень трудно представить, что музыке можно учиться во много раз быстрее. Вряд ли он может осознать, что учился чудовищно медленно и трудно, и результатов добился, в общем-то, не за счет качества самого обучения. Снимаясь для программы «Новостей», моя трехлетняя ученица Грейси легко исполняла Менуэт, который и после двух лет обучения сыграет не всякий. С помощью программы она уже достигла тех же результатов, что и многие ученики обычных классов за пять-шесть лет. 
И здесь нет никакого секрета. Начиная с самого первого урока,  Грейси активно и много ЧИТАЕТ и ИГРАЕТ этот Менуэт. По аналогии  с освоением языка, Грейси просто постоянно «разговаривает» на этом языке. Она осваивает музыку, как любой ребенок осваивает язык своих родителей – путём постоянной практики. А практика – самый древний и продуктивный способ обучения, выучивший   каждого из нас!  В то время, как другие дети учат правила и «разбирают» музыку, с трудом переползая от ноты к ноте, Грейси просто считывает и играет её. И это ей очень нравится.
Компьютер умеет то, чего не может учитель: он без устали, мгновенно, абсолютно точно и верно реагирует на действия ученика. В этом смысле компьютер – идеальное средство обучения. Хорошая программа глубоко «погружает» в процесс тренировки, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» - и делать это лучше, чем самый хороший репетитор.
Встречаясь с учеником раз ли два в неделю, традиционный учитель не должен заниматься репетиторством. В то же время, неспособность ученика читать музыку делает бессмысленным и наставничество. Но заниматься как-то надо, и скоро учителя перестают задумываться, в чём состоит их работа.

Для чего нужен учитель?

Часто мне возражают так: «Ничто не может заменить «живого общения» с учителем!»  Но с чем же тут спорить? Я с этим совершенно согласна! С той лишь оговоркой, что «живое общение» - далеко не всё, что нужно ученику.
Давайте разберемся, где «живое общение» действительно необходимо, а где оно становится пустым разбазариванием сил, времени и денег.
Что необходимо для того, чтобы:
-  помочь координировать обе руки при игре,
-  научить читать нотный текст,
-  подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую, и наоборот,
-  подсказать, где ошибка и что нужно сделать, чтобы фраза звучала правильно,
-  разбить пьесу на небольшие части и помочь ученику справиться с «локальными» сложностями,
-  помочь в разучить пьесу наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки.
Нужен ли здесь неповторимый и живой талант учителя? Отнюдь нет! Со всем этим справится хорошая компьютерная программа. И справится намного лучше учителя!
Превращая развитие элементарных навыков в «живое общение», учитель подменяет разговорами ценнейшее время практики – и резко тормозит развитие ученика. Только учитель способен думать, что его умные речи и нотации полезнее для учёбы, чем конкретная игра, читка и пение! Компьютер такой наивности не допустит никогда.
С компьютером мой ученик проигрывает пьесу минимум 15-20 раз за урок. При этом он быстро совершенствует технику каждой руки и координацию обеих рук, отделяет и отрабатывает сложный пассаж до полной победы, развивает при этом слух и тренирует все виды памяти. А в «традиционном» классе почти всё это время происходит «живое общение» - учитель старательно объясняет, «как это надо играть» - и всерьёз думает, что от этого ученик действительно должен заиграть, как сказано.
Совершенно иное дело, когда ученик уже сам способен читать музыку. Вот тут живое общение пишется уже без кавычек! Учитель намечает стратегию развития ученика, помогает выбрать подходящий репертуар, разобраться в штрихах и оттенках, освоить тонкости интерпретации и передать характер музыки. Никакой компьютер тут не заменит педагога – да никто и не пытался говорить об этом.
Я не знаю, насколько реально сделать подобную программу для обучения иностранным языкам. Она должна уметь контролировать голос ученика, его мелодику  и артикуляцию, и вовремя поправлять ошибки - как в произношении, так и в грамматике. Но в музыкальном языке такой контроль вполне реален, потому что главная опора здесь - координация работы с клавишами инструмента. При этом голос и слух развиваются параллельно, как результат практического музыцирования.

Главное - слушать. Но что?

Психологи утверждают: зрительная память быстрее «схватывает», зато слуховая дольше помнит.
Что происходит, если ученик на уроке делает ошибки? Учитель постоянно останавливает его, указывает на его ошибки и показывает, как это надо поправить. Хорошо, если ошибки не координационные – тогда их нетрудно исправить. Но если не желают «сотрудничать» мышцы, то указания и призывы ничуть не помогают. Наоборот, они вредят - попусту забирают время.
Компьютер не объясняет – он заставляет работать. Компьютерная графика ярко выделяет все ошибки. Видя на мониторе одну и ту же ошибку, новичок быстро понимает, что именно не так. Он тут же пробует сыграть верно, и повторяет попытку до тех пор, пока навык не закрепится – и пока компьютер не «поставит пять».

пока компьютер не «поставит пять»

 Слух при этом многократно прослушивает правильный вариант, запоминает его и становится опорой для исполнения. А зрение всё это время усердно связывает звуки с нотным текстом.
Ноты сначала выглядят как бутонов цветов, каждый из которых распускается сообразно длительности. Если отпустить клавишу преждевременно, цветение цветка останавливается, вместо него появляется анимационный «гномик» и разочарованно разводит руками. Он помогает увидеть ошибку за долю секунды. Такие приёмы учат не только озвучивать длительности. Таким же образом программа контролирует правильность всех действий пальцев и рук.

программа контролирует правильность всех действий пальцев и рук

И даже правильность выучивания наизусть.  Обычное запоминание музыки порой мучительно: очень трудно себя проверить, а учитель помогает слишком редко. В программе «Софт Моцарт», с помощью графики, ученик может выучить пьесу с идеальной точностью. Например, если текст проигран верно, он засчитывается в очки, а если не удачно - он выплывает в виде яркой подсказки, и очки не засчитываются. Более того, текст одной или обеих рук по желанию может исчезать из поля зрения, и появляться только в случае ошибки.
Если раньше музыкальная память развивалась, как придётся, то теперь, с помощью компьютера, ученик точно видит, насколько правильно он запомнил пьесу и как сделать исполнение идеальным.
А теперь вернёмся к педагогу, который из последних сил пытается растолковать ученику, в чём же тот ошибся. Происходит ли тут хоть какая-то наработка навыков?.. В основном только одного: ученик эффективно учится пропускать эти нотации мимо ушей. Интерактивная графика побеждает «живую речь» с огромным перевесом в счёте!
Компьютер объективно обладает намного более мощным арсеналом средств. Он создаёт целенаправленные и точные коммуникации со зрением, слухом, мышцами и голосом – и по отдельности, и вместе. Учитель физически не в состоянии использовать все эти средства одновременно. 
Но самое главное: конечный результат любого подхода - развитое умение нотного чтения. Если человек свободно читает с листа, для него открыты в музыке все возможности, и никого уже не интересует, добывалось ли мастерство с помощью «живой души учителя» или с помощью «бездушной машины». А если так, борьба за «традиционные» методы не имеет под собой никаких реальных оснований.

< Назад Далее >

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске