На главную МОИ НОВЫЕ КНИГИ, ВЭБИНАРЫ, КУРСЫ
Kurdyumov.ru Музыкальная грамотность для всех Написать письмо

 

Мои новые книги

Умный огород
Умный сад
Умный виноградник
Умный виноградник для всех
Умная бахча
Мастерство плодородия
Умная теплица
Защита вместо борьбы
Где купить мои книги?
Педагогическая опупема
Техника голодания
Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей
Что нужно знать и делать, если вы хотите заиметь ребенка
Манипулирование и ассертивность
Стать музыкантом? - ЛЕГКО!
Штамбовая пирамида Л.Б. Танкевича
Випон - прорыв для теплиц
Стимуляторы нового поколения
Центры "Сияние"
Грин ПИКъ
Санэкс
Баковые смеси
Об испытании акваринов
Гуматы

Семена

Умная сеялка Болдарева
"Умная" рассада
"Умный" капельный полив
Гранулированные органические удобрения
Умные инструменты из Судогды
Полольник "Стриж"
Плоскорез Фокина
Комплексные удобрения для внекорневых подкормок
Агровертин (акарин) и фитоверм
Курс газоноведения
 

 

Музыкальная грамотность для всех

Представим себе, что такое НОРМАЛЬНОЕ музыкальное развитие человека.
Начинается оно с раннего детства – и становится полноценной  частью жизни. ЭФ или цифровое фортепиано – обычная часть интерьера в каждом доме и классе, в местах, где проводят досуг. На клавишах -  «расшифровка», карта или стикерсы. Нажимая клавишу даже случайно, человек сразу узнаёт, как она называется, и связывает название звука с его звучанием и месторасположением на нотоносце.
Нотную грамоту для малышей представляет интерактивный нотоносец, который дает всю информацию о музыкальной системе с помощью цвета и зрительных образов. С помощью программы дети без трудностей играют разные простые мелодии с листа.
Музыкальные упражнения, которые учат «ходить по клавишам» - такая же часть повседневного развития, как и зарядка, купание, обучение буквам или поведению за столом. Играя каждый день, дети учатся владеть каждым пальчиком правой и  левой руки. Уж если мы учим детей рисовать карандашами или пользоваться кисточкой, то научить их обращаться с клавишами инструмента обязаны тем более.
Основы музыкальной грамотности – умение «ходить по клавишам», знание музыкального алфавита и первоначальные навыки чтения нот с помощью упрощенного нотного стана - обязательная часть обучения молодых родителей и всех специалистов, имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. Каждый учитель, работающий с дошкольниками, умеет петь по нотам и играет несложные пьесы из детского репертуара.
Все дошкольники знают музыкальный алфавит так же, как и буквы. Они умеют проговаривать его вперед и назад от любой ноты, через ноту и через две ноты. С помощью карточек с рисунками, обучающих нотам по принципу кубиков, они выстраивают алфавитные последовательности, и вскоре свободно делают это сами.
В школах и детских садах песни поются по нотам. Игра на шумовых инструментах, элементы танца, история и теория музыки лишь дополняют основу – умение читать музыку с листа и записывать ее по памяти.
Мамы и папы поют детям колыбельные, легко аккомпанируя себе на фортепиано. Текст новой интересной пьесы – такой же подарок, как новая игрушка: его  нетрудно сыграть, можно аранжировать или исполнить друзьям.
Обучение всех инструменталистов опирается на владение фортепиано и читкой нот. Каждый трубач или скрипач может аккомпанировать своему «коллеге» на фортепиано. Освоив эту базу, люди без трудностей осваивают и другие музыкальные инструменты. Часто соседи или друзья собираются вместе и музицируют ансамблем или небольшим оркестром. Обычное дело – дворовые и районные фестивали таких команд, посвящённые, например, творчеству любимого композитора или определённой музыкальной эпохе.

Мечта о музыкальной планете:

прорыв

Наша программа создана в США, но метод, ставший её основой, впитал в себя опыт всего мира. Я искала прогрессивные методики везде – и музыкальном образовании, и в общей педагогике. Собирала сведения о психологии музыкального восприятия и природе музыкальных способностей, о механизмах развития навыков и причинах неспособности учиться – всё, что относилось к начальному периоду обучения. Огромную роль здесь сыграли знания, полученные за годы обучения в Житомирском музыкальном училище имени Котляревского  и в Харьковском институте искусств им. Карпенко-Карого. Неоценимым стал опыт работы в классах сольфеджио, теории музыки и фортепиано – и на Украине, и в США.
Итогом всех этих поисков стал метод, результаты которого превзошли все мои ожидания.
Воплощение новой методики в компьютерных играх переворачивает все представления о природе музыкальных способностей человека. Теперь мы знаем правду. Пятилетний ребенок может сыграть простую пьесу двумя руками не через два месяца, а через 15 минут после того, как впервые открыл ноты. Трёхлетние дети могут свободно читать ноты, петь сольфеджио и наизусть исполнять менуэты Баха. Дети овладевают музыкой задолго до того, как научатся читать и писать. Достаточно только запустить программу «Софт Моцарт», и весь класс обычной школы за урок успевает выучить несколько пьес – средний ученик музыкальной школы потратит на них несколько месяцев! И всё это - независимо от слуха. Музыка не требует слуха – она РАЗВИВАЕТ его. Всё дело только в методе.

Такова правда о музыке. И она прекрасна!
Мечта выдающихся педагогов-просветителей о всеобщем музыкальном образовании может скоро осуществиться. Интерактивность компьютера, его беспристрастность и неограниченные звуко-графические возможности наконец преодолели главную беду обучения, считавшуюся непреодолимой - разобщённость слуха, голоса, координации и чтения нот. Проблемы с развитием «музыкального таланта» у начинающих больше нет. Педагоги могут оставить репетиторство и заняться своим настоящим делом.
Поверьте, я понимаю, как трудно это осознать. Консервативно настроенные учителя «старой школы» долго будут бороться за  «полноценные занятия с учителем». Если кто-то и будет сопротивляться новой методике, то только они.
Может быть, вы боитесь потерять работу или доверие учеников, коллеги? Искренне прошу вас понять: наш метод не отменяет учителя - он делает учителя полноценным наставником своего ученика. Разница лишь в том, что вместо одного  ученика вы сможет обучать многих – и в несколько раз быстрее, чем раньше. Программа не обесценивает учителя - наоборот, она становится инструментом учительского могущества.  Теперь мы можем работать и с трёхлетками, и со взрослыми, которые «обожглись» в музыкальных школах – и можем гарантировать успех. А за успех люди готовы платить дороже.
Сейчас я получаю свои деньги не за отсиженное время, а за конкретные успехи учеников. Их прибавилось – но прибавилось и радости, и доверия. Зарабатывая больше, чем раньше, я точно знаю, что честно отрабатываю каждый цент.

В программе «Софт Моцарт» начальное обучение не разделяется на специальность, сольфеджио, теорию музыки, ритмику и музыкальную литературу. Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют единую универсальную систему – чем и является музыка на самом деле.
Превратив «науки» в реальную практику, мы сняли ещё одну чудовищную проблему обучения – неподъёмный груз непонятных слов. Вспомните «тигра толстого»! Непонятые слова - результат нарушения поступенности. Человек может назвать только то, что уже чувствует и понимает. Вспомним: сначала переживается стадия озвучивания (ощупывания, обнюхивания, привыкания), и лишь после этого – стадия правил (дать имя, назвать, сделать понятием). В противном случае слова остаются ненужной абстракцией - и каждый раз вызывают замешательство и отторжение, чувство бессмысленности и даже головную боль! «Теоретизируя» навыки, педагогика, по сути, превращает обучение в планомерное подавление психики. Сняв этот страшный груз, мы не перестаём удивляться, насколько быстро и радостно осваивают музыку наши новички.
Чем больше органов чувств  участвуют в освоении работы, тем больше нейронов мозга группируются вместе, отвечая за эти навыки. В отличие от «одноканальных», такие универсальные «матрицы поведения» прочны и действенны. Наша программа подключает  к работе почти все необходимые для музыцирования мышцы и органы чувств человека - за исключением ног.  Подключать педали следует только тогда, когда игра и чтение перестанут занимать всё внимание ученика. Программа учитывает нужную постепенность. Развивая навыки, мы стараемся подключать их продуманно и в достаточно сбалансированной пропорции.
Уверена: такая работа остро необходима всему музыкальному образованию. Надеюсь, моё открытие изменит наше музыкальное будущее к лучшему. Оно обязательно поможет новым поколениям преподавателей. Конечно, современный вариант методики – только начало. И программа, и сам метод будут совершенствоваться, станут ещё эффективнее, адаптируются к особенностям разных стран. И музыка станет тем, чем и должна быть – простым и всеобщим языком нашей планеты.

Музыка – опора для развития всего человечества

Без понимания мира музыки жизнь каждого из нас наполовину беднее, чем должна быть. И этого достаточно, чтобы засучить рукава и поставить преподавание музыки с головы обратно на ноги.
Всякий раз, когда я говорю о грамотности, мне приходится уточнять: речь идет о музыкальной грамотности. Слово «грамотность» почему-то не включает в себя музыку, и означает исключительно грамотность языковую. Последние две стони лет люди фокусируются на литературной грамотности, а музыкальная грамотность - дело «необязательное». На самом деле это - величайшая несправедливость к музыкальному языку и огромный прокол в культуре. Возвращаясь рикошетом, музыкальная безграмотность «обезглавливает» и общую грамотность людей.
Платон не случайно назвал музыку главным учебным предметом, изучать который нужно раньше всех прочих. Музыкальный язык по сути универсален. Это самое эффективное средство развить баланс между абстрактным (ноты) и конкретным (восприятия), между логикой (грамматика) и чувством (интонация), между временем (пульс и ритм) и пространством (звуковысотность). Обучаясь музыкальному языку, ребенок получает массу важнейших знаний и умений - опору для познания и развития во всех областях. Музыкально грамотные дети без затруднений осваивают все школьные предметы. Дав детям музыкальный язык, мы без особого напряжения решим массу других проблем!
Что ж, нам осталось только захотеть этого.

Заключение

Всякий раз, когда я вижу малышей, тянущих свои ручонки к музыкальным инструментам, я чувствую тревогу. Что случится с ними дальше?.. Научатся ли они уверенно «делать музыку», или будут бить по клавишам кулаками?
Исполнять и понимать музыку дети хотят не меньше, чем говорить. Не давая им освоить этот язык, мы, их родители, закрываем от них целый мир! И тогда, глядя на музыкантов, они чувствуют себя обворованными.
Сделав свои первые открытия и увидев, ЧТО это значит, я прежде всего обратилась к преподавателям музыки. Но они не захотели понять меня. Большинство из них до сих пор захлопывает передо мной двери. И до сих пор это вызывает во мне боль и негодование. Учитель – особая стезя. Каждый учитель – пропагандист своего метода, пиарщик между своим предметом и широкой публикой. Конечно, каждый вкладывает в свою работу все силы. Но важны не усилия – важен результат. И если музыкальный язык столь заметно теряет свои позиции, значит, учителя работают вхолостую. Значит, усердие тут не поможет! Выход один: в корне пересмотреть метод.
Однако далеко не все способны даже просто подумать об этом. 
Много раз я пыталась достучаться до тех, кто стоит на ключевых постах музыкального образования. И столкнулась с полным нежеланием что-то улучшить! Почему организации, так громко декларирующие важность спасения музыки, не желают обращать внимание на главное – методические проблемы и результаты обучения? Мне было трудно понять это. Казалось, мы с ними спасаем разную музыку.
Так и оказалось.
Однажды я встретилась с президентом одной уважаемой музыкальной организации, и попыталась раскрыть ему глаза на наш реальный результат. Он замахал на меня руками: «Бросьте, прошу Вас! Нельзя распространять подобную крамолу! Музыкальный бюджет и так урезают все больше и больше!» И я поняла: да, мы спасаем разную музыку.
Но время не подкупишь. Получая деньги за работу, которая не приносит плодов, мы должны быть готовы к тому, что нас сократят или уволят. Чтобы оставаться востребованными, нам всё равно придётся задуматься о нашей эффективности. И мы займём достойное место в обществе только тогда, когда вырастим новое поколение музыкально грамотных политиков, руководителей и президентов, которые не только не урежут бюджет, но будут всячески способствовать процветанию музыки.
А пока мы, дорогие коллеги, продолжаем коллективно  создавать… глобальный кризис музыкального искусства.
Из года в год, из века в век под нашим чутким руководством в наших детях умирают, так и не родившись, музыкальные гении.  Гениальные исполнители, гениальные композиторы и гениальные слушатели становятся клерками, рабочими или обслугой. "Дерево" музыкального образования уже почти лишилось корней - и превратилась в хилое растение, которое вот-вот засохнет.
Я очень хочу, чтобы этого не произошло. Хочу, чтобы «Лунная Соната», улетая в другие галактики, осталась живой музыкой, а не засушенным музыкальным гербарием. Я хочу, чтобы пришли новые композиторы и написали новые шедевры, а новые исполнители создали новые жанры  стили. Хочу, чтобы популярная музыка стала столь же богатой и интересной, как классика серебряного века. И чтобы люди разных стран легко находили взаимопонимание, просто сев за инструмент.
Планета здорово похорошеет. Вот увидите!

Искренне ваша,  Лена Хайнер =

< Назад

Предыстория
Хождение по мукам
Об упорстве трудолюбивого уборщика и силе разума
Для чего работают школы и прочие музыкальные учреждения?
Учить или снабжать?
Как мы не учим музыкальному языку
Польза и вред коллективного музыцирования
Фундаментальные проблемы музыкальной педагогики
Какое музыкальное просветительство спасет музыку?
Как мы привыкли учиться и учить музыке
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Голос человека – колыбель музыкального языка
Музыкальное зрение
Нотный стан для понимания… нотного стана!
Координация рук – и никакого мошенничества!
Голос, зрение, координация – война или мир?
У семи нянек дитя без глаза
Компьютерный вопрос: учить или не учить?
Откуда берутся «вредные» педагоги
Музыкальная грамотность для всех
Дачный Клуб Дачный форум "Наша Дача" Цветочный Клуб
Rambler's Top100 Использование материалов сайта в любых целях без согласования с правообладателями запрещено и будет преследоваться по Закону!
Copyright © 2000-2016
Доставка цветов в Новосибирске